Театр-студия на Юго-Западе

История театра
глазами зрителей

Он сыграл
удивительно
много —
и удивительно
мало...

Владимир КОППАЛОВ. Фото Милы Кузнецовой, 10 марта 2007 г.
Дон Росарио. «Три цилиндра». Фото Константина Горячева, ноябрь 1989 г.
Кот Бегемот. «Мастер и Маргарита». Фото Александра Кузнецова из архива Театра на Юго-Западе, 2004 г.
Витенька. «Вальпургиева ночь». Постановочное фото Константина Горячева, декабрь 1989 г.
Понсано. «Куклы». Фото Александра Кузнецова из архива Театра на Юго-Западе, 2004 г.

КОППАЛОВ
Владимир Петрович
1958–2007

Не стало Владимира Коппалова. В это не верится, это кажется чьей-то дурной шуткой, нелепостью, это пугает своей невозможностью и неотвратимостью: ведь как это может быть — Театр на Юго-Западе без Коппалова?..
…У него была удивительная творческая судьба: он встретил СВОЕГО режиссера — редкая удача, когда в фактурном, но при этом многогранном артисте видят сперва именно многогранный талант, а только потом — фактуру. Режиссер Белякович увидел в Коппалове в первую очередь талант — и это определило удачу и удивительно богатую творческую судьбу артиста.
Он сыграл удивительные роли, по яркости и разнообразию которым можно было только позавидовать: сегодня он мог быть зловещим Братом Силой в «Мольере», а завтра — превратиться в грозного околоточного в «На дне», а потом — стать хитрым Поваром из сорокинских «Щей»… И его кот Бегемот из «Мастера и Маргариты» — кто еще мог с таким грациозным достоинством произносить булгаковский текст: «Кот — это древнее и неприкосновенное животное…»?
Клоун Филиппо из последней в его жизни премьеры — трагичном и страшном спектакле «Требуется старый клоун» — стал лебединой песней мастера: здесь мы видели и Коппалова-эксцентрика, и Коппалова-трагика — Белякович намеренно построил роль так, чтобы талант великолепного артиста заиграл всеми гранями. И можно лишь догадываться, какие еще горизонты могли открыться ему на сцене театра, а нам — в его игре…
Была одна сцена в спектакле «Куклы», которая завораживала: финал спектакля, когда Пигмалион-Белякович обращался к Понсано-Коппалову: «Ну, как там, Понсано?» — и Понсано, сделав шаг на авансцену, начинал читать пронзительный шекспировский монолог «Дуй, ветер, дуй…» — и это мгновенное, длившееся всего несколько минут перевоплощение не слишком удачливого актера Понсано в короля Лира, этот коппаловский аккорд в многослойном финале одной из главных пьес театра давал зрителю надежду, что мы увидим его и в шекспировской трагедии, которую Белякович наверняка, наверняка поставил бы специально — «под Коппалова»…
Не случилось. Не довелось.
Он сыграл удивительно много — и удивительно мало. Он всего себя отдавал сцене, сцене родного театра, которому служил верой и правдой почти с самого основания. Он и в кино играл много, особенно в последние годы — порой это были не слишком крупные эпизоды, но Владимир Коппалов всегда был заметен зрителю — и даже, казалось бы, пугающе-помпезные проекты он сумел расцветить своей собственной, «юго-западной» краской: чего стоит его почти демонический Хономер, коварный адепт зловещего культа из нашумевшего «Волкодава», или полная противоположность — комический дядя Боря из не менее нашумевшей «Моей прекрасной няни». Даже из крохотной роли он делал целый спектакль, раскрывая своего персонажа, расцвечивая его все новыми и новыми красками…
Даже само слово «смерть», казалось, неприменимо к нему: он бы ее перехитрил, как Бегемот, он бы ее рассмешил, как Филиппо, он бы ее разыграл, как Понсано… Но порой реальность оказывается гораздо страшней и зловещей, чем самые худшие предположения…
Он любил театр — и театр любил его. Театр спасал его — последний спектакль сезона актеры играли в его пользу, чтобы помочь, чтобы спасти, чтобы успеть…
«Сейчас не больно. Настоящая боль начинается, когда проходит шок…» (Мадлен Лэнгл)
Светлая Вам память, Владимир Петрович. Прощайте, Артист…

Павел Сурков


Видеофрагменты спектаклей с участием Владимира КОППАЛОВА

Примечание. Спектакль «Три цилиндра» публиковался на дисках, их можно заказать.




О проекте Купить диски Фото Сценарии Воспоминания Дневники Читалка Новости