ЮГО-ЗАПАД НИКОГДА НЕ БЫЛ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

(предъявляем доказательства)

Первый юго-западный спектакль был сыгран 8 апреля 1978 года, и до 1985 года именно эта дата считалась рождением театра. Позже Белякович состарил театр на год, решив считать с получения помещения на пр-те Вернадского в 1977 году. Создавал театр человек с актерским стажем, с высшим педагогическим и незаконченным режиссерским образованием – вполне профессионал. А актеры? Наверное, они были самодеятельными, но с годами приобрели мастерство? – нет, было иначе: Белякович сразу строил настоящий театр.

Перенесемся в 1979 год. Театру только что исполнился один год, в репертуаре три спектакля (Уроки дочкам, Старые грехи, Женитьба), спектакли играются несколько раз в неделю, готовятся две премьеры (Старый дом и Жаворонок). Берем звукозапись Женитьбы, сделанную в том самом 1979-м. Слушаем пятиминутный фрагмент (Сергей Белякович, Виктор Авилов, Александр Макаров, Ирина Бочоришвили):
  cкачать
Разве это самодеятельность? Дальше, слушаем подборку четырех фрагментов (монологи Михаила Трыкова, Виктора Авилова, Ларисы Уромовой, Геннадия Колобова):
  cкачать
Если и это не убедит, сравнивайте с любым другим театром. Послушайте заведомо хороших актеров, а потом включите наш спектакль и сравните. Вот звукозапись с середины спектакля до конца, длительность 57 мин:
  cкачать

Актер Валерий Черняк вспоминает 1979 год:
Слово «самодеятельность» у нас в театре было самым ругательным словом. Я пришел в этот театр из самодеятельности и стал участником спектакля, который ставит настоящий режиссер. Вот он, значит, терпит-терпит-терпит, а потом его взрывает: «Ну, – говорит, – самодеятельность!!!» (из интервью 2003 года)

Зритель Ольга Климова вспоминает май 1982 года (Эскориал):
Я была поклонницей «Современника», и тут меня пригласили на Юго-Запад. Ужасно не хотелось идти – май, погода хорошая, а тут какая-то самодеятельность. Где вход в театр – не знают даже жители этого дома... Первым человеком, которого я на этой сцене увидела, был Куликов. Через 10 секунд я поняла, что это не самодеятельность, через 30 – что я вишу высоко под потолком огромного темного зала, где со стен свисают какие-то полотнища (а ведь пьесу я тогда не читала), и вцепилась в поверхность, на которой сидела, чтобы оттуда не упасть. (из письма 2002 года)

Итак, в раннем Юго-Западе уровень актерской игры уже был профессиональным. Вскоре ведущим актерам пришлось бросать работу, которой раньше кормились, и переходить на «подножный корм», которым стала нелегальная продажа билетов (билеты с надписью «бесплатно» распространялись в надежном кругу по цене 1 руб). Актеры были предельно заняты в театре, ведь уже весной 80-го спектакли стали ежедневными, а через полтора года - каждый вечер по два спектакля, такого не было ни в одном театре. Газеты писали: «Авилов – шофер по основной профессии», а он уже в феврале 1982-го сыграл свой 500-й спектакль!
Нет, Юго-Запад никогда не был самодеятельным театром. Миф о «самодеятельном театре» возник лишь оттого, что в советское время открыть новый профессиональный театр было невозможно, вот и приходилось МАСКИРОВАТЬСЯ под «студийное движение». Ведь за 30 лет, с 1957 по 1986, в Москве открыт в системе МинКультуры, кажется, один драмтеатр - Новый драматический. Популярнейшему театру Спесивцева удалось пристроиться в системе ВЛКСМ, театр Юденича вынудили превратиться в гастрольный, остальные же «театры-студии» не имели права платить актерам!
Театр-студия на Юго-Западе стал последним театром великой эпохи социализма. И театром, завершающим уникальный театральный бум шестидесятых–восьмидесятых годов. Последний театр уходящей эпохи неизбежно обречён на трагическую судьбу.
Андрей Ильин, 2002-2016



О проекте Купить диски Фото Сценарии Воспоминания Дневники Читалка Новости