Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Клио
Зарегистрирован: 08.12.2004 Сообщения: 255 Откуда: Москва
|
Добавлено: Чт Дек 09, 2004 3:32 Заголовок сообщения: КОРОЛЬ УМИРАЕТ |
|
|
написано 19-01-2002 17:37
КОРОЛЬ УМИРАЕТ
Король Беранже Первый — В.Белякович
Королева Маргарита, первая жена короля — Л.Уромова / Н.Сивилькаева
Королева Мария, вторая жена короля — Т.Кудряшова
Джульетта, служанка — И.Бочоришвили
Доктор — А.Ванин
Страж — В.Афанасьев
Режиссер-постановщик — В.Белякович
Режиссер — В.Гришечкин
Звукорежиссер — А.Лопухов
Световое оформление — О.Лопухов
Костюмы — В.Федоров, В.Климов, С.Писаревский, А.Пушкин, А.Задорина
Первый прогон состоялся 15 декабря 1991 года
Продолжительность спектакля вначале была заявлена в 1 ч. 35 мин., но позже увеличена до 2 часов. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Pendragon
Зарегистрирован: 08.12.2004 Сообщения: 3
|
Добавлено: Чт Дек 09, 2004 3:34 Заголовок сообщения: |
|
|
написано 19-01-2002 17:38
Спектакль «КОРОЛЬ УМИРАЕТ» в 1992 году
Ржавые вентиляционные трубы опутали сцену. «Юго-Западный» подвал более чем когда-либо достоин своего гордого звания. Сейчас это лабиринты разрушающегося дворца. Световой круг. Не сцена — арена. «Телега» — гибрид трона с инвалидным креслом. Мечта геронтократа. Причем трон этот, кажется, наделен неким самосознанием. Он, словно пробуждаясь в тусклом свете, скрипя и пошатываясь, сам по себе нехотя сдвигается с места, разгоняется и на всей скорости вмазывается в глухую заднюю стену. Р-раз!!! И тут же обрушивается дежурно-бодрый марш, дребезжащий, скрежещущий, и начинается парад-алле обитателей дворца, а точнее — мира, где правит (уже НЕ правит) Король Беранже Первый. Все эти обитатели закованы в панцири-скорлупы из обрезков всё тех же ржавых труб. Трогательное единство персонажей и пространства.
Страж. Скарабей. Примитив. Верный Руслан. (Валерий Афанасьев).
Королева Маргарита — женщина, олицетворяющая Долг. Великолепная и величественная. (Лара Уромова).
Королева Мария — женщина, олицетворяющая Любовь. Этакая панк-Пьеретта в ржавых панталончиках. (Тамара Кудряшова).
Служанка Джульетта — циничная и хитрая простолюдинка. (Ирина Бочоришвили).
Королевский доктор, астролог и, прикинь, палач — сумасшедший зомби, весьма педантичный в своем безумии (Алексей Ванин).
И вдруг, вопреки всему этому лязгу и грохоту — вторая музыкальная тема спектакля: самба с альбома Оттмара Либерта «Нуэво фламенко». Летящая надо всем и наперекор всему, дразнящая музыка — тема ускользающей и такой прекрасной жизни. «Весна покинула пределы нашего королевства... Весна у НИХ».
— Зомби! — страшно орет Доктор и бьет в свой панцирь, как в тамтам. Да, все они зомби. Кроме Короля (Валерий Белякович). Он — единственный живой среди запрограммированных псевдолюдей.
Валерий Белякович на сцене своего театра играет преимущественно королей, но это — одна из самых ярких его ролей в данном амплуа. Очень сложный жанр, очень сложная конструкция. Осознав, что смерть на сей раз действительно неотвратима, этот почти бессмертный Монарх, не на словах, а на деле олицетворяющий собой государство («Бедное государство, в каком оно состоянии!»), преисполняется вдруг истинного величия. «Я не нуждаюсь в вашей памяти!» — бросает он растерянным приближенным. Удивителен и танец Короля, происходящий в один из ключевых моментов действия. Пятеро зомби неподвижно стоят в ряд на авансцене, буднично обсуждая аспекты смерти Его Королевского Величества, а тот, словно не слыша, а скорее всего, намеренно не слушая, «обтанцовывает» их, вьется между ними, как змей, как цыганка, замирая в эффектных позах и вновь пускаясь в завораживающий «данс макабр». Воспринимается это как реминисценция (бесконечно обогащенная, «оркестрованная») из «Эскориала» (часть I): «Я танцую, как вдовец, как античный сатир!» — кричит ТОТ король шуту Фолиалю. И вьется легкой змейкой мелодия самбы, и кажется: сейчас от этого танца, от этой музыки веселое пламя охватит древний дворец, он сгорит и исчезнет, а Король возродится, подобно Фениксу... Но музыка смолкает. Перед нами вновь строй зомби и один живой человек, который должен умереть в конце спектакля. Умереть также, как умерла маленькая рыжая кошечка, которую он вспоминает в одном из последних монологов. Этот пространный монолог взрывает фарсовое течение спектакля. Король, чье божественное всемогущество только что подчеркивалось всеми мыслимыми и немыслимыми способами, становится просто человеком. «У всех всегда есть своя маленькая рыжая кошечка...» — начинает он свой рассказ. И плачет. Мы любим — и мы теряем. И оказывается, что потерянное — мы сами.
Весь спектакль построен на ритмических и интонационных перебивах. Жесткий сцеп действующих лиц. Шестеро персонажей почти всегда на сцене. Как молекула из шести атомов. Текст звучит в диапазоне от лирики до иронии. Ирония здесь — единственный способ выжить. И, похоже, единственный способ достойно умереть. Текст Ионеско удивительно современен, превосходно отражая НАШУ действительность:
— Хорошо. А где же мне в таком случае найти специалистов по управлению государством? (Реакция Короля на реплику Джульетты о том, что кабинет министров в полном составе утонул в ручье, пытаясь наловить рыбы, чтобы накормить население.)
— Н-да. Раса не в очень хорошем состоянии. Прежде таких убивали. (Ответ на реплику о том, что в школах остались одни умственно отсталые и монголоиды.)
Трагический фарс всех времен и народов!
Знаки спектакля можно разгадывать долго. Но он отнюдь не элитарен в дурном смысле этого слова. Здесь — душа. И в этом он продолжает тему, начатую «Калигулой»: «Это очень простая истина... Люди смертны и потому несчастны». Этот спектакль начинается там, где «Калигула» заканчивается. «Я еще жив!» — хрипит Калигула-Авилов. «Король умирает», — заявляют нам — и Королю — придворные зомби. Король никак не может в это поверить и пытается доказать всем, и прежде всего самому себе, что он еще жив. Но... Звезды не лгут, отопление не работает. «Вы утратили власть над стихиями, Ваше Величество», — ласково констатирует Доктор.
Финал приносит освобождение. Но вначале идет монументальная сцена колдовства Королевы Маргариты, которая учит Короля — и нас всех — как надо достойно умирать, буквально вдалбливает в благодарные мозги осиротевших современников алгоритм смерти — не хуже «Бардо Тодол». Уромова здесь похожа на языческую богиню, ее голос звучит магнетически, он подобен раскатам отдаленного грома. Наконец, наступает Прорыв — и Беранже застывает, превращаясь в памятник самому себе. Валерий Белякович пластически передает мучительное превращение человека в камень, кафкианское страдание, почти физически зрителями ощутимое сопротивление плоти, затвердевание её, застывание, врастание в плоть камня. Король умер. Да здравствует Театр!
(1992) |
|
Вернуться к началу |
|
|
Клио
Зарегистрирован: 08.12.2004 Сообщения: 255 Откуда: Москва
|
Добавлено: Вт Май 08, 2007 3:32 Заголовок сообщения: Сценарий и фотогалерея |
|
|
На сайте «Легенда о Юго-Западе» опубликован сценарий спектакля «Король умирает», в Фотогалерею добавлены снимки к этому спектаклю.
Когда пьеса «Король умирает» была опубликована в журнале «Современная драматургия», она казалась на редкость актуальной. «Королевство» под названием Советский Союз истаивало на глазах. Не чувствовать этого было невозможно и, работая над сценарием, Валерий Белякович усилил политическую линию, вставив в текст немало реплик «на злобу дня». Первый прогон спектакля в Театре на Юго-Западе состоялся 15 декабря 1991 года, а через две недели «король умер» — государство СССР перестало существовать. И сразу же просела сиюминутная политическая сатира, вроде фразы об одном короле, который умер — а до сих пор живее всех живых... Через два месяца была сделана новая редакция текста, и спектакль обрел очень личностное — и оттого общечеловеческое звучание. Для этой публикации мы сохранили оба пролога, весь остальной текст соответствует второй редакции спектакля.
Надо сказать, что единственную театральную награду — приз зрительских симпатий по версии газеты «Вечерняя Москва» в сезоне 1991-1992 гг. — Театр на Юго-Западе получил именно за этот спектакль, а роль короля Беранже Первого стала одной из лучших, если не лучшей ролью Валерия Беляковича. Вот как писала об этой работе Н.А.Кайдалова: «В драме Ионеско человек уподоблен самой Вселенной: ее расцвету, ее зрелости, ее умиранию. Когда умирает человек-король, повелитель всего сущего, с ним вместе умирает Вселенная, гаснут светила, рвутся планеты. Он мал, он ничтожен, он повелитель кошки, этот великий воин, стоявший во время битвы на крыле самолета и расщепивший атом, этот злодей, казнивший и уничтоживший сотни, этот великий любовник и бессильный правитель, герой античности, средневековья и Возрождения, живущий здесь и сейчас, современный западноевропейский интеллект с русской страстной душой — так играет этого вселенского человека Белякович, и эта роль адекватна ему самому, его мировоззрению и его театру».
Последний раз редактировалось: Клио (Пн Май 25, 2009 15:48), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
|
Клио
Зарегистрирован: 08.12.2004 Сообщения: 255 Откуда: Москва
|
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
|