Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Клио
Зарегистрирован: 08.12.2004 Сообщения: 255 Откуда: Москва
|
Добавлено: Вс Ноя 27, 2005 2:30 Заголовок сообщения: Зрительские дневники |
|
|
написано 04-08-2003 02:50
ГЛАЗАМИ ФАНАТА
Зрительские дневники
Выпуск I: 11-12 сезоны (1988-1989 гг.)
Я хожу в Театр на Юго-Западе, как лунатик, влекомый в полнолуние непонятной силой, — не в состоянии отделаться от какого-то колдовства, дьявольщины холодного света, пробивающегося сквозь самые темные шторы.
Я хожу в Театр на Юго-Западе как человек, любящий проводить свое время на открытых судебных процессах. Почему? Кто знает, может быть, там он ищет и находит оправдание или осуждение того, к чему потенциально, порой подсознательно готов?
Так начала Наталья Старосельская, один из ведущих театральных критиков, свою статью «Объяснение в любви в алфавитном порядке: А, Б, В» («Театр», 1993, № 8). Я позволила себе взять эти слова эпиграфом к зрительским дневникам, потому что в них выражено, уже отрефлексированное, то же самое чувство, которое движет и другими вот уже много-много лет.
На Юго-Западе всегда существовала особая категория постоянных зрителей. Их не вполне справедливо называют фанатами, хотя они поклонники не одного какого-нибудь актера, и не режиссера даже (хотя тут уже «теплее»). Они поклонники именно Театра. Подобные фанаты были и у «Современника», и у «Таганки»; наверное, у молодого МХАТа тоже. Не знаю, кто придумал первый, но в конце 80-х годов большая группа таких зрителей начала вести дневники. Поначалу это были разрозненные воспоминания и письма с рассказами о событиях полутора-двухлетней давности, потом стали записывать каждый просмотренный спектакль. И сейчас по этим записям можно составить подробный, объемный портрет Театра-студии на Юго-Западе того времени. В них сохранились не только сами спектакли, но и вполне осязаемая атмосфера повседневного чуда, которая окружала этот театр. Ощущение чего-то громадного, непредставимого, что по масштабам намного превосходит не только нас, сидящих в зале, но и тех, кто это чудо творит.
Дневники 11-12 сезонов могут показаться во многом наивными: большинству авторов было тогда по 18-20 лет, да и жанр дневника — в отличие, скажем, от реплик на форуме — не предусматривает публичности. Но к концу 12 сезона уже выработался и стиль, и способ подачи материала. Составители сборника не стали подвергать тексты какой-то литературной обработке. Вычеркнуты только подробности, касающиеся частной жизни, и замечания, которые могли бы несправедливо задеть кого-то из актеров. Предупреждая возможные вопросы, сразу хочу сказать, что окончательную редакцию осуществляли люди, которых написанное непосредственно касается. Так что считайте, что на обложке стоят две печати: «С подлинным верно» и «Проверено — мин нет».
Последний раз редактировалось: Клио (Пн Май 25, 2009 16:21), всего редактировалось 2 раз(а) |
|
Вернуться к началу |
|
|
Клио
Зарегистрирован: 08.12.2004 Сообщения: 255 Откуда: Москва
|
Добавлено: Вс Ноя 27, 2005 2:55 Заголовок сообщения: |
|
|
ИРОНИЯ СУДЬБЫ
Цитата: | В финале всенародно любимого фильма герой возвращается домой, на улицу Строителей, в новый дом («мы только недавно сюда переехали...»). Снег падает на проспект Вернадского, на прутики будущих деревьев во дворе, камера скользит по окнам — дом 123, 125, «Польская мода», снег, снег...
Смотрите внимательней — притихшие дома ждут... Совсем скоро, осталось недолго — какой-нибудь год, даже меньше...
Снег скользит по круглым черным колоннам несущих перекрытий — скоро они станут сценой, подожди! Фильм кончается. Финал. Те, кто снимали, угадали завязку иной драмы? Как в театре перед началом спектакля — зритель смотрит на декорации и еще не знает, что в них будет сыграно.
|
В преддверии Нового года в раздел ДНЕВНИКИ добавлена запись об «Иронии судьбы» в судьбе Юго-Запада.
Последний раз редактировалось: Клио (Пн Май 25, 2009 16:21), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
|
Клио
Зарегистрирован: 08.12.2004 Сообщения: 255 Откуда: Москва
|
Добавлено: Пн Ноя 28, 2005 16:55 Заголовок сообщения: |
|
|
«ГЛАЗАМИ ФАНАТА»
Выпуск второй: XIII сезон
В разделе ДНЕВНИКИ начинается публикация второго выпуска — сборник зрительских дневников «Глазами фаната» за XIII сезон (1989-1990). Материал огромный, поэтому выкладывать его предполагается по частям. Вордовские файлы для скачивания и печати тоже будут появляться чуть позже, по мере готовности. Большинство фотографий щелчком мыши можно увеличивать.
«Сезон со счастливым номером 13», как выразился на его открытии В.Р.Белякович, напоминал картину Айвазовского «От штиля к урагану». Собственно, и штиль-то был относительным, летними прогонами «Калигулы» и «Вальпургиевой ночи» закрылся двенадцатый сезон (см. первый выпуск), но ими же фактически открылся тринадцатый. Напряжение нарастало волнами, и каждая следующая волна оказывалась круче предыдущей. События налетали друг на друга, поэтому многие записи так и остались неоконченными. Содержанием сезона неожиданно стал спор о том, что есть театр, в чем его назначение и где границы драматического искусства, причем решения отнюдь не были однозначными — и в зале, и у тех, кто на сцене. Почти с самого начала в записях разных авторов рефреном проходит: «это не театр», «то, что происходит — явно не спектакль», «во мне проснулся инстинкт историка». «...Надо заниматься делом — писать. Историк я или нет? Раз уж присутствуешь при историческом событии — будь добр, оставь свидетельство». И дальше фраза, вынесенная в эпиграф к этому сборнику: «Мы свидетели, но разве нам поверят?»
Ну что сказать... Эта публикация — не сериал «из театральной жизни», она не для тех, кто верит или не верит, скорее для тех, кто хочет узнать. Дневники — вещь достаточно объективная в том смысле, что, делая запись «по горячим следам», невозможно провидеть глобальный сюжет, в который окажется встроено то или иное событие, и соответственно скорректировать свой рассказ. Картина, которую внимательный читатель может сложить из разрозненных записей малознакомых друг другу людей, — это не плод чьего-то художественного вымысла, а отражение реальной жизни театра в зеркале зрительного зала.
Предполагается, что следующая порция выйдет примерно через месяц и будет охватывать период от спектакля «Собаки» 10 октября до «Гамлета» 25 ноября 1989 года.
Последний раз редактировалось: Клио (Пн Май 25, 2009 16:21), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
|
Клио
Зарегистрирован: 08.12.2004 Сообщения: 255 Откуда: Москва
|
Добавлено: Пт Фев 24, 2006 14:20 Заголовок сообщения: |
|
|
В разделе ДНЕВНИКИ опубликованы две следующие части 1-й главы второго сборника «Глазами фаната», куда вошли записи от 8 до 25 ноября 1989 года. Две с половиной недели, которые открываются серией из четырех «Калигул», а заканчиваются — тремя «Гамлетами».
Последний раз редактировалось: Клио (Пн Май 25, 2009 16:22), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
|
Клио
Зарегистрирован: 08.12.2004 Сообщения: 255 Откуда: Москва
|
Добавлено: Сб Апр 08, 2006 3:22 Заголовок сообщения: |
|
|
В разделе ДНЕВНИКИ сегодня опубликована следующая часть 1-й главы второго сборника «Глазами фаната», записи от 27 ноября до 25 декабря 1989 года. Файл для скачивания тоже доступен.
Последний раз редактировалось: Клио (Пн Май 25, 2009 16:22), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
|
Клио
Зарегистрирован: 08.12.2004 Сообщения: 255 Откуда: Москва
|
Добавлено: Пт Авг 04, 2006 16:08 Заголовок сообщения: |
|
|
Сегодня, наконец, появилась следующая часть 1-й главы второго сборника «Глазами фаната» — от «Трилогии» 23 декабря 1989 года до «Трилогии» 7 января 1990 года. Точнее, до первого действия «Трилогии» — «Свадьбы Кречинского». Эта часть самая короткая и относительно спокойная. Перед ударом большой волны море далеко отступает...
Последний раз редактировалось: Клио (Пн Май 25, 2009 16:22), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
|
Клио
Зарегистрирован: 08.12.2004 Сообщения: 255 Откуда: Москва
|
Добавлено: Вт Мар 20, 2007 13:51 Заголовок сообщения: |
|
|
На сайте «Легенда о Юго-Западе» в разделе ДНЕВНИКИ появилось продолжение второго сборника «Глазами фаната» (XIII сезон, 1989-1990 гг.). Сегодня завершается публикация первой главы, которая называлась «Время уходит...» [«...и надо торопиться жить» (А.Камю. Калигула)]. И вот — время иссякло. В последней части этой главы описаны события января 1990 г., положившие конец прежнему театру. И спектакли, которые смотрелись — и игрались — сквозь пелену ужаса, растерянности и отчаяния.
«Век вывихнул сустав...»
Составители сборника долго, около года со всей ответственностью готовили публикацию этого небольшого отрывка. Факты многократно перепроверялись, привлекались новые источники. Публикация, в том числе, опровергает некоторые устоявшиеся театральные легенды — например, о смерти актрисы во время спектакля, или историю о разорванной фотографии, в которой кое-кто до сих пор винит совсем другого человека... В сборник вошли только те записи, которые напрямую касаются творческой жизни театра. Прочие, сугубо личные подробности жизни и поведения участников этих событий из публикации были исключены.
Последний раз редактировалось: Клио (Пн Май 25, 2009 16:23), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
|
Клио
Зарегистрирован: 08.12.2004 Сообщения: 255 Откуда: Москва
|
Добавлено: Сб Май 16, 2009 20:59 Заголовок сообщения: |
|
|
10 ноября 2007г. В разделе ДНЕВНИКИ продолжается публикация сборника «Глазами фаната» — зрительские дневники за XIII сезон (1989—1990). Глава вторая называется «Пять дней». В эти дни, с 8 по 12 февраля в театре шли спектакли, перенесенные с 8—12 января в связи с трауром по поводу смерти актрисы театра Ольги Авиловой-Задохиной. Для некоторых актеров эти спектакли должны были стать последними на сцене Юго-Запада, поскольку 18 января на собрании режиссер объявил об увольнениях в труппе после 12 февраля.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. «МОЛЬЕР».
«В этот день в зале, наверное, было человек сто пятьдесят — сто семьдесят, как минимум. … Ползала хотело посмотреть на агонию сильного когда-то коллектива. Шиш! Был сыгран гениальный спектакль».
«Боль была во всех, кто был в этот день на сцене. 8 февраля, первый перенесенный с января спектакль, “Мольер”, гимн тому, что они делали столько лет, для многих возможно — последний спектакль. Слишком много слилось. Но боль переплавлялась в необыкновенный подъем, она не пригибала к земле, а возвышала. Это был светлый реквием и вместе с тем — гимн».
===================================================
22 января 2009г. Продолжается публикация второй главы сборника «Глазами фаната» — зрительские дневники за XIII сезон (1989—1990). Глава эта называется «Пять дней». С 8 по 12 февраля в театре шли спектакли, перенесенные в связи с трауром по поводу смерти актрисы театра Ольги Авиловой-Задохиной. Для некоторых актеров эти спектакли должны были стать последними на сцене Юго-Запада, поскольку режиссер уже объявил об увольнениях в труппе после 12 февраля. Итак:
ДЕНЬ ВТОРОЙ. «Носороги».
ДЕНЬ ТРЕТИЙ. «Самозванец». |
|
Вернуться к началу |
|
|
Клио
Зарегистрирован: 08.12.2004 Сообщения: 255 Откуда: Москва
|
Добавлено: Пн Сен 20, 2010 23:00 Заголовок сообщения: |
|
|
12 ноября 2009г. На сайте «Легенда о Юго-Западе (запасники)» продолжается публикация сборника «Глазами фаната» — зрительские дневники за XIII сезон (1989—1990). Глава «Пять дней» рассказывает о последних репертуарных спектаклях Театра-студии на Юго-Западе. В январе 1990 года режиссер объявил, что после 12 февраля он закрывает сезон, увольняет значительную часть труппы и снимает с репертуара несколько спектаклей. Итак, ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ, 11 февраля. «Калигула».
===================================================
21 января 2010г. На сайте «Легенда о Юго-Западе (запасники)» продолжается публикация сборника «Глазами фаната» — зрительские дневники за XIII сезон (1989—1990).
ДЕНЬ ПЯТЫЙ, 12 февраля, «Калигула» завершает главу «Пять дней». Напомню, речь шла о пяти спектаклях, перенесенных с 8-12 января из-за траура в связи со смертью Ольги Авиловой-Задохиной. Это был последний репертуарный спектакль 13-го сезона в Театре-студии на Юго-Западе — 12 февраля сезон фактически закрылся, а студия прекратила свое существование. Это был последний «Калигула» — поскольку режиссер объявил, что снимает поставленный всего лишь полгода назад спектакль с репертуара. (Почти через год он все же восстановил «Калигулу» в другом составе, с несколько измененным текстом и мизансценами. По цвету костюмов новая версия получила название «черной», в отличие от «белой», сыгранной в последний раз 12 февраля 1990 года.) И это был последний спектакль на Юго-Западной сцене для нескольких занятых в нем актеров — после 12-го в труппе начались увольнения, а следующий сезон в театре встретили лишь шестеро из одиннадцати участников этого спектакля. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Клио
Зарегистрирован: 08.12.2004 Сообщения: 255 Откуда: Москва
|
Добавлено: Пн Сен 20, 2010 23:06 Заголовок сообщения: |
|
|
20 сентября 2010г. На сайте «Легенда о Юго-Западе (запасники)» продолжается публикация сборника «Глазами фаната» — зрительские дневники за XIII сезон (1989–1990).
Напомню предыдущие события. 7 января 1990 года умерла актриса Театра-студии на Юго-Западе Ольга Васильевна Авилова-Задохина. 18 января на собрании труппы режиссер объявил, что доигрываться будут только те спектакли, билеты на которые уже проданы, — с учетом перенесенных из-за траура они заканчивались 12 февраля. Дальше некоторые спектакли будут сняты с репертуара, а часть актеров уволена. Как невесело сострил Рипафратта-Ванин: «Ах, вы актрисы? Мне по душе ваше искусство… до 12 числа».
Третья глава этого сборника так и называется: «После 12-го…». В зрительских дневниках подробно зафиксированы события и эмоциональный фон тех дней в театре и вокруг него. В том числе рассказана от первого лица история с разорванной фотографией — поступок, который театральная молва приписала тогда совсем другому человеку. (Так возникла еще одна легенда, наряду с легендой о смерти актрисы во время спектакля, и в этом виде её до сих пор можно услышать из уст, казалось бы, серьезных и информированных людей.)
Жизнь после жизни… Часть актеров уже уволена, другие висят на волоске, кому-то до увольнения остается еще отыграть зарубежные гастроли. «Настроение в театре сонное». Спектакли идут нечасто и фактически в режиме прогонов — режиссер готовит гастрольные варианты, пробует новые составы. Более всего досталось «Гамлету»: помимо замен, в нем сильно переделан текст, мизансцены и рисунок отдельных ролей — прежде всего Гамлета, Клавдия и Полония. Как позже стало ясно, это была уже заявка на 90-е, поворот к другой трактовке, которую приняли не все зрители и не все актеры. Результаты этих изменений можно оценить самостоятельно, сравнив две практически полные видеозаписи «Гамлета», сделанные на большой сцене: в 1988 году в Москве и в 1990-м на гастролях в Токио. Параллельно В.Белякович выпускает «Макбета» в доронинском МХАТе, и эта работа тоже находит отражение в дневниках. (Для сравнения, еще один отзыв о мхатовском «Макбете», написанный после премьеры 7 марта, лежит в архиве форума.)
В первую часть новой главы вошли записи с 13 февраля до 8 марта 1990 года. Продолжение следует… |
|
Вернуться к началу |
|
|
Клио
Зарегистрирован: 08.12.2004 Сообщения: 255 Откуда: Москва
|
Добавлено: Ср Мар 02, 2011 4:58 Заголовок сообщения: |
|
|
На сайте «Легенда о Юго-Западе (запасники)» публикуется давно обещанное продолжение сборника «Глазами фаната» — зрительские дневники за XIII сезон (1989–1990).
Вторая часть третьей главы охватывает период с 8 марта до 14 апреля 1990 года. Сюда вошли записи о двух телепередачах — «Дорога к Храму» и «В гостях у Виктора Авилова» («Киносерпантин») — и о спектаклях «Дураки», «Старые грехи», «Женитьба», «Мольер» и «Гамлет» в гастрольных составах, включая англоязычную версию «Старых грехов».
Окончание XIII сезона следует… |
|
Вернуться к началу |
|
|
Клио
Зарегистрирован: 08.12.2004 Сообщения: 255 Откуда: Москва
|
Добавлено: Пн Май 09, 2011 0:38 Заголовок сообщения: Завершение XIII сезона |
|
|
На сайте «Легенда о Юго-Западе (запасники)» завершается публикация второго выпуска сборника зрительских дневников «Глазами фаната» за XIII сезон (1989-1990).
В последнюю часть третьей главы вошли записи, посвященные фильму Г.Юнгвальд-Хилькевича «Искусство жить в Одессе», летним спектаклям «Женитьба» и «Встреча с песней». Но бОльшую часть её занимает подведение итогов своего личного опыта общения с театром, осмысление роли театра в своей жизни и собственного места в жизни театра. Если сопоставить первые и последние записи этого выпуска, можно увидеть, как разительно изменились авторы дневников и те, о ком они пишут. Насколько обожгло и переплавило их то, с чем пришлось столкнуться за этот трагический год. «Это не земное; я не про то, что оно небесное, а про то, что человек в земном виде не может перенести. Надо перемениться физически или умереть. Если более 5 секунд, то душа не выдержит и должна исчезнуть, чтобы выдержать 10 секунд, надо перемениться физически» (Достоевский, «Бесы»).
Тринадцатый сезон для Театра-студии на Юго-Западе оказался переломным, он поделил жизнь участников и свидетелей тех событий, историю самого театра на «до» и «после». От редакторов сборника потребовалась величайшая аккуратность в обращении с собранным материалом, многие факты дополнительно перепроверялись по разным источникам, в ходе работы появлялись новые материалы, которые тоже надо было учесть… В результате публикация второго выпуска заняла долгих шесть лет. Поэтому напомню то, о чем писала вначале.
«Сезон со счастливым номером 13», как выразился на его открытии В.Р.Белякович, напоминал картину Айвазовского «От штиля к урагану». Напряжение нарастало волнами, и каждая следующая волна оказывалась круче предыдущей. Содержанием сезона стал спор о том, что есть театр, в чем его назначение и где границы драматического искусства. Почти с самого начала в записях разных авторов рефреном проходит: «это не театр», «то, что происходит — явно не спектакль», «во мне проснулся инстинкт историка». «…Надо заниматься делом — писать. Историк я или нет? Раз уж присутствуешь при историческом событии — будь добр, оставь свидетельство». А дальше фраза, вынесенная в эпиграф к этому сборнику: «Мы свидетели, но разве нам поверят?» И все же дневники — вещь достаточно объективная в том смысле, что, делая запись «по горячим следам», невозможно провидеть глобальный сюжет, в который окажется встроено то или иное событие, и соответственно скорректировать свой рассказ. Картина, которую внимательный читатель может сложить из разрозненных записей малознакомых друг другу людей, — это не плод чьего-то художественного вымысла, а отражение реальной жизни театра в зеркале зрительного зала. Тем не менее, неожиданно даже для составителей, у этого сборника оказалась удивительно красивая композиция. Это признак сюжетности, литературной выстроенности самой жизни, что далеко не часто встречается. А фотография, завершающая XIII сезон, срифмовалась с фотографией конца предыдущего, сделанной с того же ракурса: зрители и актеры в радостном ожидании начала спектакля — и опустевший театральный подъезд, как пустая сцена в финале «Мольера». Такой же «конец эпохи» — музыка, всплеск и свет. И долгая пауза — до начала XIV сезона. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Клио
Зарегистрирован: 08.12.2004 Сообщения: 255 Откуда: Москва
|
Добавлено: Чт Май 12, 2011 15:48 Заголовок сообщения: Отклик в Живом Журнале |
|
|
Пишет amagina
@ 2011-05-11 10:23:00
"Глазами фаната"
Прочитала последнюю часть "глазами фаната". Впрочем, можно и без кавычек. Дела давно минувших дней мгновенно переносят меня туда. Да, я свой дневник аннулировала. Впрочем, не жалею. Ничего там существенно отличавшегося от прочитанного не было. Те же даты и цифры. И кинотеатр "Победа", и желание спасти, защитить, жизнь страстями и горестями театра, обиды, возникающие из ниоткуда, попытки уйти навсегда, сбежать, раскаяние, плакаты на стенах, фотографии в альбомах... Твердая уверенность, что не только театр тебе нужен, но и ты театру. Что тебя и именно тебя там любят и ждут. (Вот он, пожалуй - феномен Юго-запада.) Ощущение, что все это только для тебя, что все это происходит с тобой, твоя судьба сейчас создается каждым спектаклем, случайной встречей, внезапным озарением и происходящими чудесами.
Мир был переполнен театром. Окружающее не существовало. Да, конечно, были очереди за туалетной бумагой за два квартала, были километры казахских степей летом, унылые дни в сорок третьей, когда одна радость - блеснет изредка солнце на кресте Михаила Архангела, тоскливые будни лаборанта Психологического института. И все это пронизано юго-западными страстями - сценическими и человеческими. И денно и нощно. Во сне и наяву. Другая реальность.
Время показало, что можно снять плакаты, закинуть на антресоли статьи и картинки. Казалось бы, даже не думать. Но чувствовать теперь уже точно, что все это переплавилось, вошло в кровь и никогда и никуда оттуда.
Иногда вдруг вспыхнет в памяти чья-то полуулыбка, танец пылинок в луче, золотой локон, тепло руки. И снова мир сегодняшний тает. И нет ничего важнее.
Я, конечно, порой переступаю этот порог снова. Бывает, что весь спектакль сижу, тупо уставившись в угол, действие проходит мимо, а воспоминания, напротив, играют свой спектакль. Я такие культпоходы терпеть не могу. И совсем не понимаю сегодняшних мега-фаворитов юго-западной публики. Они, наверное, отличные. Но совсем не мои. Зато в театр по-прежнему билетов не достать, его любят, им живут новые зрители. Собирают фотографии, не спят ночей. А, значит, все идет верно.
Но, есть, на счастье, и другие моменты. Когда то, что происходит сегодня на сцене, затрагивает старые чувства. И это особенно ценно. Я рада, что еще могу их слышать.
[ Отсюда: http://amagina.livejournal.com/117369.html ] |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
|