Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Клио
Зарегистрирован: 08.12.2004 Сообщения: 255 Откуда: Москва
|
Добавлено: Чт Дек 09, 2004 3:58 Заголовок сообщения: ТРИ ЦИЛИНДРА |
|
|
написано 06-10-2002 21:25
ТРИ ЦИЛИНДРА
(1984-1995)
Мигель Миура, пер. с исп. В.Силюнаса
Музыкальный спектакль в одном действии
Паула, актриса варьете — Н.Бадакова / Г.Галкина / К.Дымонт
Дионисио — А.Ванин / О.Леушин
Дон Росарио, хозяин гостиницы — В.Коппалов
Буби Бартон,
руководитель труппы варьете — С.Белякович / М.Трыков / С.Неудачин / А.Наумов
Танцовщицы варьете, подруги Паулы:
Фанни — И.Бочоришвили / О.Авилова
Сагра — Г.Галкина / О.Авилова / Т.Кудряшова
Кармела — Г.Татаринова / А.Дюнина
Труди — Т.Татаринова / Н.Сивилькаева / О.Иванова
Мадам Ольга,
бородатая женщина, актриса варьете — Л.Уромова / Н.Сивилькаева / И.Сушина
Гости на вечеринке:
Ненавистный господин — М.Гройзбург / В.Черняк
Красивый юноша — А.Жучков / А.Задохин
Старый военный — С.Писаревский
Хитрый охотник — Г.Колобов / О.Полянский / Р.Авакян / А.Наумов / А.Горшков
Дон Сакраменто — С.Писаревский
Состав оркестра:
труба — А.Мамонтов / А.Иванов, тромбон — Г.Колобов / О.Полянский / Р.Авакян / А.Наумов / А.Горшков, контрабас — С.Писаревский, ударные — А.Жучков / А.Задохин, дирижер — М.Гройзбург / В.Коппалов
Художник по костюмам — Ирма Алексеева / Екатерина Окунькова (1991 г.)
Художник по свету — Наталья Овчинникова
Музыкальный подбор — Валерий Белякович, Марк Гройзбург, Владимир Круглов
Последний раз редактировалось: Клио (Чт Мар 13, 2008 1:01), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
|
Клио
Зарегистрирован: 08.12.2004 Сообщения: 255 Откуда: Москва
|
Добавлено: Чт Дек 09, 2004 3:59 Заголовок сообщения: |
|
|
написано 06-10-2002 21:49
Пусть труба
В себя возьмет
Последний воздух
Из груди
И оживет
От теплых губ...
М.Докин. «Ностальгия»
Ах варьете, варьете...
А.Макаревич
Сейчас в это трудно поверить, но написанная в 1932 году пьеса Мигеля Миуры показалась в Испании настолько новаторской, что вызвала скандал и целых двадцать лет ждала своей премьеры. В изложении Видаса Силюнаса содержание ее выглядит так:
Артистка варьете Паула мечтает о подвенечном платье, о браке и согласии с любимым человеком. Мир благоустроенных людей издали кажется ей привлекательным, слово «невеста» манит недостижимым призраком счастья. Дионисио, скромный служащий, напротив, уже не рад своей предстоящей свадьбе с богатой наследницей. Встретив Паулу, он впервые задумывается: нужно ли пополнять собой число сытых, скучающих буржуа? Не лучше ли было бы разделить с актерами Мюзик-холла их судьбу, полную треволнений и неожиданностей? Но мечтам молодых людей не дано осуществиться... («Испанская драма ХХ века». М. 1980.)
В кино подобные истории нередко служат основой для любимого народом жанра — музыкальных лент. Пересказать таким же образом спектакль невозможно — в нем царствовало настроение, а не сюжет. Атмосфера южной ночи, когда кругом «порхают птички, и бабочки садятся на цветы», а за окном видны «три огонька в далеком порту, и один из них — красный»... Воспоминания об этом спектакле источают тонкий, чуть горьковатый аромат. Быть может, то любимые духи Паулы — «Бабочки былых времен».
«Три цилиндра» — это мелодрама со всеми её атрибутами: незамысловатая и очень сентиментальная история, возвышенно-романтическая манера игры, множество вставных музыкальных номеров. В.Р.Белякович поставил её как классический мюзикл, мягким юмором сгладив отчаянную душещипательность текста.
На крошечном пятачке Юго-Западной сцены размером 6х4 разместились шесть игровых площадок: лестница; закуток в правом углу, где стоял патефон; комната с козеткой посередине и телефоном на правой штанге; слева к «окну» был приделан балкон с лестницей и выходом куда-то на галерею; у правой стены располагалось пианино и оркестр на подиуме, а перед ними — гримерка. Перегородками служили рыбацкие сети — обычная деталь интерьера многих приморских кафе, будь то Испания или Прибалтика. Всё было укутано, как в бархат, в теплые тона — красный и золотистый; лунно-голубыми представали картины несбывшегося счастья. Действие на разных площадках могло развиваться независимо: в гримерке в ожидании выхода шушукался и чистил перышки кордебалет, на подиуме в глубине играл оркестр и пели солисты, на балконе или в комнате герои выясняли отношения или шел очередной номер ревю. А разделяли их полотнища света, струившегося по развешанным сетям. Свет вставал материальной преградой на пути влюбленных друг к другу — томительный вальс-стремление они танцевали, разделенные этой призрачной стеной. В отсутствие подсветки сети почти исчезали, зрительно увеличивая объем.
Смена эпизодов была сделана кинематографически — через наплыв музыки и кадра с оркестром или кордебалетом. Сквозь висящие сети изображение в заставке выглядело чуть размытым. Средствами «немого кино» была показана сцена потасовки, когда герои, пританцовывая под наигрыш тапёра, «чаплинской» походкой кружат по комнате словно в рапиде, натыкаясь на мебель и друг на друга. И напоследок — еще одна незапланированная ассоциация с кино: прощальная «улыбка Кабирии» — Паулы в исполнении Надежды Бадаковой. Эпизод, ради которого гурманы приходили на спектакль снова и снова.
Этот последний кадр спектакля был до невозможности красив особой, истинно киношной красотой. Впереди, на балконе слева, прислонившись спиной к стене, стояла Паула. Позади нее внизу через всю сцену выстроились углом почти неразличимые артисты варьете. А справа вдали, на подиуме (помните, в статье ВРБ — «напряженные пространственные диагонали»!) в голубоватом свете виднелся чеканый силуэт трубача. Перекрывая простенький танцевальный мотив, возникла и зазвучала главная мелодия спектакля, «Ностальгия». Лицо Паулы, напоминавшее трагическую маску, постепенно светлело, вот она подняла руку в прощальном приветствии, на губах затеплилась улыбка — и покатилась по щеке слеза... В такт музыке волнами угасал свет, а в кадре оставались двое — смеющаяся сквозь слезы Паула и печальный трубач — Дионисио.
Музыка в «Цилиндрах» была одним из главных действующих лиц. Режиссер назвал этот спектакль «энциклопедией джаза» и собрал здесь потрясающую коллекцию: лучшие танцевальные мелодии и джазовые стандарты, такие как «Сент-Луи блюз», лучшие исполнители всех времен и народов — и, заметьте, ни один не заболел и ни один не отказался . Точно поставленный звук и «живой» ударник не оставляли сомнений, что в зале играет настоящий оркестр. Голоса и манера исполнителей идеально подходили представляющим их актерам. И можно было насладиться зрелищем Владимира Коппалова, изображающего почтенную матрону времен американских первопроходцев в вокальном дуэте стиля «кантри», оценить, как победительно впечатывает рэг-тайм начала века Лариса Уромова, как Александр Задохин с головой ушел в тяжелый блюз... Музыкальные фрагменты открывали и прослаивали действие, а завершался спектакль грандиозным гала-концертом, который из-за плотности номеров, казалось, продолжался не меньше получаса, хотя на самом деле — не более 10 минут. Помимо цветомузыки и феерических световых эффектов, здесь впервые был использован дым. Вначале это был легкий дымок от осколков сухого льда, которые выплескивала на сцену чья-то рука из золотой чаши. Потом, разбогатев, купили смок-машину — и для начала укутали танцующую Паулу дымом по пояс. Но постепенно и этот прием был доведен до совершенства.
Костюмы героев отсылали к эпохе тридцатых годов. Белое платье Паулы, украшенное цветущими веточками ручной работы, было настоящим произведением искусства. Испанский колорит ему придавала тонкая черная шаль, умелая игра с которой подчеркивала оттенки настроения героини. В 91-м году на смену Испании и духу ретро пришел современный концертный стиль (художник — Е.Окунькова).
Спектакль шел в разных составах. Надежда Бадакова играла Паулу до своего ухода из театра в 90-м году. После нее роль перешла к Галине Галкиной. Буби Бартона почти с самого начала попеременно играли два актера — Сергей Белякович и Михаил Трыков. Роль Фанни делили Ирина Бочоришвили и Ольга Авилова. От раза к разу мог меняться и состав оркестрантов.
«Цилиндры» ставились в немалой степени как бенефис Надежды Бадаковой. Её Паула была из тех, кого страдания не могут сбить с ног. Это ведь только на первый, равнодушный взгляд завидной кажется судьба женщины, у которой «по жениху в каждой провинции и по возлюбленному в каждом поселке». И вот в который раз внезапно вспыхнувшая любовь обернулась новой потерей. Но горький душевный опыт возвышал ее, переплавлялся в искусство. Наверное, так и становятся великими артистами.
Галина Галкина играла прощание. Прощание с любовью, с молодостью, с прежней жизнью. Она сразу брала такую щемящую ноту, что за её Паулу становилось страшно — такого человека поражение легко могло сломить.
Сергей Белякович в роли Буби Бартона подкупал своей душевной трепетностью, столь неожиданной для импрессарио и сутенера в одном лице. А его неожиданная грация в танцевальных номерах!.. Герой Михаила Трыкова выглядел более циничным и озабоченным житейскими делами. Но оба они были в первую очередь романтиками искусства.
Дионисио Алексея Ванина был человеком, может, и молодым, но прежде времени иссушенным размеренностью одинокого существования. Сколько же мальчишеского романтизма открывалось в нем, когда он находил свою настоящую любовь! Находил, чтобы тут же потерять, и снова повзрослеть — уже от горечи переживаний. В гала-концерте Ванин был уже не Дионисио, — первый танцор Театра на Юго-Западе отплясывал в классическом номере мюзик-холла на свадьбе своего героя. Трогательной памятью об этом осталась картонная танцующая кукла в цилиндре и с печальным лицом, подаренная зрителями режиссеру (куклу сделали Наталья и Валентина Доброхотовы).
«А кто эта пухлая блондинка?» — спрашивал неискушенный зритель, млея от непрошибаемого шарма Фанни. И верить не хотел, что перед ним жгучая и стройная Ирина Бочоришвили. Героиня Ольги Авиловой по сравнению с ней была... как бы это выразиться... «две звезды», а не «четыре», — о чем свидетельствовал красноречивый синяк на бедре (в грим Ирины эта деталь не входила).
Лариса Уромова блистательно сыграла бородатую женщину Мадам Ольгу — об этой работе можно прочитать на нашем Форуме в разделе АКТЕРЫ, КОТОРЫЕ В ТЕАТРЕ УЖЕ НЕ ИГРАЮТ: «В этом цирковом уроде (женщина с черной окладистой бородой) было столько гротескного юмора и непритворной грусти, столько подлинного интеллектуального блеска и настоящего французского шика (особенно, когда она звучно цитировала к месту и не к месту французских символистов)... В "Цилиндрах" она была королевой шутов, величественной и смешной одновременно». После ее ухода Мадам Ольгу играли Наталья Сивилькаева и Ирина Сушина.
Без дублеров в «Трех цилиндрах» существовал Владимир Коппалов — да и кем бы можно было его заменить?!. Его герой дон Росарио, хозяин гостиницы, — трогательный и нелепый человечек, способный весь мир обогреть своей нерастраченной добротой...
В 93-м году режиссер сделал возобновление спектакля с молодежным составом. Роль Паулы досталась Карине Дымонт, Олег Леушин сыграл Дионисио, а Сергей Неудачин — Буби Бартона. Быть может, время было такое — совсем не романтическое, — но действие, доселе витавшее в облаках, резко приземлилось и встало на обе ноги. То была эпоха «голды» и «малиновых пиджаков» — и Неудачин замечательно слепил образ провинциального деятеля шоу-биза с его блатной сентиментальностью. Но вот главные герои в мелодраму с ее нешуточными страстями так и не вписались. Слишком уж необязательной оказалась любовь Паулы для современного Дионисио. Слишком спокойной и уверенной в себе была нынешняя Паула: сорвалось сегодня — не беда, наверстает завтра. И никакой «кабирии». Спектакль стал уходить.
В ноябре 94-го на бенефисе Алексея Ванина удалось по просьбе бенефицианта собрать «Три цилиндра» почти целиком в старом составе. Удивительно, но несмотря на ушедшие годы, создалось ощущение, что спектакль только вырос. Вернувшись в театр, Надежда Бадакова сыграла Паулу и с новыми исполнителями. Но атмосферу спектакля это уже не спасло, и в 95-м году он был снят с репертуара.
Осталась видеозапись 89-го года. С камерой тогда работал сам режиссер. К сожалению, то ли из-за несовершенства техники, то ли из соображений экономии из 1 ч. 50 мин. записано оказалось только 1:30, да и невозможно одной камерой охватить шесть площадок. Из записи выпали: вальс-бостон, который Паула и Дионисио танцуют, разделенные полотнищами света; видение Маргариты, невесты Дионисио — женский силуэт в подвенечном платье на фоне струящегося голубого сияния в «окне»; визит дона Сакраменто, отца Маргариты, когда он скрипучим голосом отчитывает Дионисио под жужжание и мигающий свет фонарика с ручной «динамкой», и сцены, идущие в полной темноте. В эпизоде актерской вечеринки на пленке получился лишь саксофонист, а общий танец — чарльстон на полутемной сцене остался пустым кадром. Пострадал при съемке и гала-концерт.
Но в целом удалось сохранить образ спектакля, а еще — атмосферу зала и закулисья, экскурсией по которым открывается этот фильм.
P.S. Эпиграфом к этим воспоминаниям стали строчки из стихотворения Михаила Докина, которое он к бенефису Алексея Ванина написал на мотив «Ностальгии» — основной музыкальной темы спектакля. Видеозапись этого выступления можно посмотреть на Мемориальном сайте Михаила Докина по адресу http://dokin.name/fragments.html.
Последний раз редактировалось: Клио (Пт Авг 14, 2009 10:05), всего редактировалось 4 раз(а) |
|
Вернуться к началу |
|
|
Клио
Зарегистрирован: 08.12.2004 Сообщения: 255 Откуда: Москва
|
Добавлено: Чт Дек 09, 2004 4:00 Заголовок сообщения: |
|
|
Lada* написано 06-02-2003 19:25
Как следует из объявления А.Ильина на форуме, фактически подготовлен к выпуску диск по видеозаписи "Трех цилиндров" (спектакль осени 1989 года). В связи с этим хотелось бы поделиться впечатлениями, которые навеяла эта старая пленка.
I.
Лада А.
«Три цилиндра» слез...
На мой взгляд, это справедливое название для видеозаписи. Прежде всего, это плач по тому, что пленка не позволяет увидеть… А не позволяет она, увы, увидеть и оценить в полной мере очень многое. Прежде всего, режиссуру В.Р.Беляковича — мизансценировку и свет, прелестные смутные силуэты на фоне бамбуковой занавеси, шепот «зрителей» мюзикхолла в темноте, половину эффектных проходок дам и кавалеров — без общих планов, которые были невозможны «по техническим причинам», составить об этом представление достаточно трудно. Особенно жаль, что фактически не записана лучшая, на мой взгляд, сцена, и с точки зрения режиссуры, и с точки зрения актерской игры — медленное кружение-танец влюбленных вокруг наполненных светом сетей-паутин — легкие соприкосновения рук, словно плывущие друг другу навстречу фигуры. Камера поймала только два фрагмента на центральной точке — когда герои расходятся, продолжая кружение, прерванное объятьями.
Не позволяет запись по достоинству оценить потрясающую работу костюмера — на пленке все костюмы сливаются во что-то одно одинаково блестящее. Как говорится в «О бедном гусаре замолвите слово», это было в те времена, «когда наряды были столь красивы, а фигуры столь стройны, что первое было не стыдно надеть на второе». И когда «униформизм» в костюмах не был принят. Оригинальный облик оркестра из «Цилиндров» запечатлен на фотографии из журнала «Театр» (1986. № 9. С. 31.) Впрочем, одеяния персонажей можно разглядеть на другой записи — празднования десятилетия театра, которая выходит на отдельном диске.
Видеозапись не позволяет по достоинству оценить хореографическое мастерство исполнителей — слаженность и легкость неподражаемого чарльстона, когда актеры в бешеном темпе, совершенно синхронно парят, едва касаясь земли. К сожалению, на записи совершенно теряется черный костюм А.Ванина на черном же фоне, что мешает увидеть его знаменитый финальный танец, бывший поистине фантасмагорическим зрелищем.
Да, многого все-таки не видно на пленке. Недаром, сидя на том спектакле тринадцать лет назад, я нервно обрывала и без того хилый студенческий букетик для Надежды Бадаковой, наблюдая, как Валерий Романович, забывшись, танцует на заднем плане с красавицами-сестрами Татариновыми, в то время как камера покоится на его плече совершенно бесполезным аксессуаром.
И все же, несмотря на все досадные лакуны, на пленке есть главное — неподражаемый Дон Росарио — В.Коппалов (к сожалению, большей частью в виде голоса за кадром), «Фанни на диване» в версии Ольги Авиловой-Задохиной; Лариса Уромова, вращающая вокруг своей оси Александра Задохина (сколько раз ни смотри эту сцену, все равно умираешь от смеха). И все же запись дает, на мой взгляд, достаточно адекватное представление об уровне актерской игры периода расцвета театра на Юго-Западе. И самое главное, что превращает ее в ценный видеодокумент — крупные планы Надежды Бадаковой, выдающейся русской актрисы XX века, не побоюсь пафоса этих слов. А значит, эта пленка может быть интересна и тем, кто не видел и не застал то время, но любит театр и интересуется его прошлым. И, конечно, исторгнет вышеназванные три цилиндра слез из сердца тех, кто видел…
Два слова о самом спектакле, о том, каким он запомнился. В.Р.Белякович в одном из своих интервью подчеркивал, что «Три цилиндра» были пьесой, посмотреть которую в Москве долгое время можно было только в театре на Юго-Западе (В.Белякович. Нужно побеждать каждый день!//Театр. 1986. № 9. С. 41). Критика, однако, утверждала, что успех спектакля достигнут скорее вопреки пьесе. Так, Л.Аннинский в известном эссе «Искрящиеся кремни» писал: «Театр ставит невыносимо голубую мелодраму испанца М.Миуры «Три цилиндра», и вся «голубизна», вся любовная идиллия на фоне «игорного дома» — все это пролетает мимо, куда-то в иронию, в смех; действует другое: пронизывающие зрителя мимические номера оркестра, идущие под оглушающую фонограмму: зритель пробит навылет этой мощной ритмикой, помимо идей он подключен к клеммам, он начинает подчиняться ритму, это какой-то хепенинг, заразительный рефлекс, плен» (Аннинский Л. Билет в рай. М.:Искусство, 1989. С. 163.). А вот З.Владимирова увидела в спектакле именно любовную идиллию, а точнее, «разыгравшуюся среди шума, гама, веселья, сутолоки гостиницы, яростной экспансии джаза, трагедию современных испанских Ромео и Джульетты» (Владимирова З. Ради любви к искусству//Театр. 1985. № 9). Представляется, что «Три цилиндра» приобрели отличающие их черты прежде всего благодаря особой атмосфере той эпохи театра, в которую они были созданы.
В восприятии многих зрителей «бытие» спектакля делится на две эпохи: с Паулой — Надеждой Бадаковой и Паулой — Галиной Галкиной. Каждый вариант был выдающимся по-своему. В спектакле с Надеждой Бадаковой, который запечатлен на пленке, «Три цилиндра» — безусловный «моноспектакль» Паулы. Партнер искусно и тонко подавал ее залу. Но Паула вела в их дуэте, она подчиняла Дионисио, помогала обрести себя.
Паула в исполнении Надежды Бадаковой, как мне видится, — не столько великая актриса, сколько великая женщина, настоящая женщина, Женщина с большой буквы, как ни банальны все эти слова. Ее дар в том, что она может обворожить любого мужчину. И именно поэтому, «всякий раз, когда она появляется на эстраде, зал сотрясается от аплодисментов». У нее неподражаемый шарм — блистательная манера прирожденной королевы и, вместе с тем — совершенно беззащитной девочки. Когда Паула приглашает Дионисио на вечеринку — это кокетство, игра, но игра, возведенная в высокое искусство. Обман и искренность одновременно. Она всегда побеждает и всегда терпит поражение. Потому что великая женщина не может без великой любви. Потому что она уже твердо знает — любви не существует. Немногие мужчины способны быть достойными такой Женщины. Паулы нет без горечи, без прошлого, без горьковатого привкуса поражения, который звучит в негритянских обертонах джаза. Поражения человека сильного и умеющего достойно его переживать, что вызывает особенное сострадание. Паулы нет и без пронзительной надежды, которая венчает их с Дионисио свадебной песней из «Тевье-молочника» («Скрипач на крыше»), душевно «исполняемой» Галей Галкиной и Таней Татариновой. Поэтому спектакль с Паулой — восемнадцатилетней поп-звездой, ничего не испытавшей в жизни, сразу теряет смысл.
Ключевой момент финала — «исполнение» Надеждой Бадаковой «Когда святые маршируют», как мне представляется, «нарезан» в видеозаписи очень неудачно. Песню она действительно пела, как и все актеры, учила текст. В архиве театра сохранился экземпляр английского текста песни с ее пометками. Актриса потрясающе делала контраст между медленным первым куплетом и второй частью в быстром ритме. В первой части песни, выходя к заднику под тягучий ритм, Паула переживала свое горе, разбитое сердце, а потом отшвыривала все это, распрямлялась, отдаваясь куражу, экстазу сцены. Для меня эта сцена была родственна последней проходке Мольера перед прожекторами, когда он отрывается от зеркала и идет на последний спектакль. Только у Мольера истинная жизнь была на сцене, а у Паулы — это именно кураж, способ забыться, показать всем, что она не сломлена. Потому что настоящей-то была все-таки их любовь, которую она пыталась вырвать из сердца. И настоящей Паула становилась под соло трубы, когда вместе с эспри она словно медленно снимала маску победительницы. Зато в записи есть финал — свет на двух главных героях, мелодия трубы, Надины глаза, цепочка актеров, поднявших руки в прощальном жесте. В записи Паула стоит с прекрасным и скорбным лицом, иногда она просто ревела навзрыд, иногда улыбалась сквозь слезы... Вообще-то слез в этот момент хватало и в зрительном зале.
Немного о других исполнителях.
Дионисио А.Ванина в дуэте с Паулой Н.Бадаковой был и слабее, и житейски неопытнее до инфантильности. Она с первого взгляда показалась ему настолько ослепительной, выдающейся личностью, которая живет какой-то особенной, яркой жизнью, что он и врет про свое актерство и кучу богемных родственников, чтобы казаться причастным к этой удивительной жизни. Ему с первого мига захотелось быть таким же — свободным, шикарным, смелым и дерзким.
Сначала от взятой высоты, на которую его вознесло чувство, у него кружится голова, а потом он изо всех сил пытается доказать и ей и себе, что он и есть — Он, мужчина ее жизни. Потом действительно теряет голову от счастья, но увы… Судьба дала Дионисио сердце, способное любить, но не дала решимости жить сумасшедшей жизнью бродячего артиста. Хотя финал — прежде всего острое до боли напряжение танца героя, — оставлял надежду. Зрители зачастую недоумевали — то ли вся компания лихо отплясывала на свадьбе Дионисио, то ли он все-таки уехал вместе с шоу и стал одним из них.
Рисунок роли Дионисио существенно изменился в спектакле с Галиной Галкиной. Ее Паула — земная женщина, чистая и душевная, но слишком печальная, изломанная, порою отчаявшаяся, глубоко скрывающая свою ранимость — почти открыто отвергала чувства героя, не верила ему. Но она так нуждалась в помощи, поддержке. И тогда на первый план вышел Он, преобразившийся Дионисио, ставший смелее, сильнее и тверже. «Три цилиндра» стали историей Его любви, попытки спасти ее своей любовью. Поначалу Дионисио для Паулы — представитель враждебного, жестокого мира благополучных, она словно хочет с ним рассчитаться за все свои утраты. Она стоит на балконе, насмешливо смотрит на него и думает: «Я могу сделать с тобой все, что захочу. Я могу сломать твою жизнь». А он ей в ответ — «Да ради Бога! Я буду счастлив!», — и превращается в один из огоньков в далеком порту… Он изо всех сил старался, чтобы она поверила ему. И не его вина, что она в последний момент пугается и отталкивает его — с болью, резко, судорожно: «Да, я никогда не буду невестой!».
«Три цилиндра» 14-15 сезона, возможно, благодаря особенностям пьесы, ярче прочих спектаклей раскрыли изменения в актерской игре А.С.Ванина в этот период: переход от резких гротескных черт в изображении персонажа к мягким полутонам, прямому контакту с залом. Если прежде актер словно отстранялся от излишней сентиментальности пьесы, отгораживаясь спасительным барьером иронии и самоиронии, то теперь он словно купался в ее лиризме, открыто отдаваясь чувствам персонажа.
Одним из самых ярких эпизодов спектакля была сцена Фанни и Дионисио. Запомнилось исполнение этой роли именно Ольгой Задохиной — она не была манерной великосветской львицей, которая пугала и подавляла робкого молодого человека своей претенциозностью. Фанни Задохиной была неподражаема своей естественностью, она завоевывала и покоряла Дионисио, обрушивая на него фейерверк природного обаяния.
Из исполнителей роли Буби Бартона — наиболее удачен, на мой взгляд, именно вариант с Михаилом Трыковым, запечатленный на пленке. В исполнении Трыкова Буби — настоящий, реальный режиссер, сочетающий жестокость и приземленный прагматизм с талантом танцора и доскональным знанием черт человеческой натуры, эгоистичной, но искренней привязанностью к Пауле и своим актрисам. Буби С.Беляковича был настолько мягким, добрым и душевным человеком, что было совершенно непонятно, почему же его шоу не развалилось до сих пор .
Дон Росарио В.Коппалова был ненавязчивым духом и «ангелом-хранителем» мира «Трех циллиндров», без которого невозможно представить спектакль. Как и «шоу» без Галины Галкиной и сестер Татариновых с их крошечными эпизодами, а то и вовсе случайными репликами.
Ну а потом, однажды осенью, вбежав в удивительно свободный зрительный зал, в последний момент я случайно узнала о замене исполнителей. Поскольку, осознав, что произошло, я бросилась прочь, с удвоенной скоростью пролетев мимо дежурного администратора, прижимавшего к груди белоснежный веер из возвращенных билетов, процитирую воспоминания зрителя, который видел эту неожиданную «премьеру»: «Можно было бы поставить черный крест, как Регистр, и никто бы не узнал, что за черное событие произошло сегодня… Ну вот и всё. Как больно терять любимые спектакли. Сначала «Ревизор», затем «Женитьба», а теперь «Три цилиндра». Прощай, добрый, нежный, трогательный, душевный, очаровательный спектакль. Я буду помнить тебя таким, каким ты был (...) Прощай!».
И все-таки хорошо, что спектакль живет не только в нашей памяти, но и на этой видеозаписи.
II.
Юлия Ч.
Спектакль, которого нет на пленке.
В пятнадцатом сезоне (1991-1992 гг.) спектакль «Три цилиндра» был восстановлен с новым составом.
Самым важным и в тот момент в высшей степени встревожившим нас, зрителей, был ввод Галины Галкиной на роль Паулы. Галкина играла прежде в спектакле «Три цилиндра» роль Сагры. Играла, ничем особенным не выделяясь, и замена ею Надежды Бадаковой, чья Паула была своеобразной визитной карточкой этой актрисы уникального дарования, одной из лучших ее ролей, казалась немыслимой. С этими сомнениями мы и пришли в конце мая 1991 г. на восстановленный спектакль «Три цилиндра», пришли — и не разочаровались. Более того, ощутили, что спектакль этот не только не потерял, но и приобрел, что он имеет значение, которого не имел прежде. Помню, как после спектакля мы стояли, обнявшись, у дверей театра, напевая сразу ставшие любимыми мелодии.
Так что же произошло, что изменилось в спектакле с вводом Г.Галкиной?
Во-первых, изменилась расстановка сил. Лучше всего об этом сказано в письме зрительницы из города Иркутска, позволю себе процитировать:
«Когда я смотрела пьесу впервые, я весь спектакль решала — чем же ее закончат. Антонини… и «Мальвина» — ради этого даже не стоило тратить чернила на пьесу, Тонинини и Паула — в жизни так не бывает… И что я вижу — прекрасное лицо прекрасной женщины, на котором столько ума, понимания, мудрости и человеческого достоинства… Поэтому для меня «Цилиндры» — бенефис Нади в паре с достойнейшим Ваниным.
[…]И что же я вижу в последний приезд… Соло, прекрасное, хоть ты и права — грустное, соло Ванина, которому достойно вторит Галя. Галя играет неровно, но хорошо; однако, она вызывает у меня гораздо большую жалость, чем Надя — она более домашняя, для нее «невеста» — мечта гораздо более осязаемая, чем для героини Нади…»
Могу добавить, поскольку видела почти все спектакли этого сезона, что лидерство А.Ванина было вовсе не бесспорным. Суть не в том, что Галкина оттеняла игру Ванина, суть в тонком, удивительном партнерстве между ними. Партнерстве по принципу контраста. В дуэте все время сохранялся конфликт между прагматизмом и романтизмом. Если на одном спектакле Паула Галкиной была до слез трогательна в своем стремлении к любви, к счастью и, говоря о песочных замках, казалась почти ребенком, то Дионисио Ванина не мог разорвать путы, связывающие его с миром, где вся жизнь подчинена правилам, он позволял себе расслабиться — на одну ночь, но понимал, что это всего лишь ночь, и горько и жестоко звучали его слова, сказанные перед прощаньем: «Ведь ты никогда не будешь невестой…» Если же вдруг в Дионисио Ванина проступали черты романтика, мальчишки, запутавшегося между долгом и любовью, то Паула Галкиной становилась мудрой, опытной женщиной, не лишенной цинизма, и тогда ключевым моментом роли была фраза, обращенная к Буби Бартону: «Я хочу, чтобы сегодня ты оставил меня в покое!»
Спектакли были разными. Настолько разными, что это давало повод для споров. Помню, я пригласила подругу, рекомендуя ей спектакль как веселую комедию (именно так спектакль был сыгран 13 октября 1991 г.), и долго оправдывалась, потому что то, что мы в этот раз увидели, по жанру было гораздо ближе к психологической драме. Да, я собственными глазами видела в этом спектакле психологическую драму, комедию-буффонаду, лирическую комедию, мелодраму, а один раз даже совершенно четко — фильм, снятый не в павильоне, а в какой-то захудалой полутемной гостинице с видом на море. Это было страшно интересно — смотреть спектакль всякий раз заново, всякий раз не зная, что будет впереди.
Во-вторых, и именно это сделало спектакль особенно дорогим и памятным: спектакль с вводом Г.Галкиной стал нести на себе дополнительную психологическую нагрузку. Он стал спектаклем-гимном. Гимном их, актеров, и нас, зрителей, общему прошлому. До сих пор не знаю, и не узнаю, наверное, никогда — сознательно ли делала это Г.Галкина, или это получалось невольно — просто потому, что она всегда участвовала в этом спектакле и прекрасно помнила его историю. Особенно сильно это чувствовалось в финале. Актеры, выстроившись в одну линию по диагонали сцены, прощально махали руками, а Паула-Галкина вставала у колонны, ближе всех — и просто смотрела в зал. Просто смотрела. А мне казалось, что передо мной проходят вереницей все сыгранные здесь спектакли «Три цилиндра», что все те, кто работал здесь когда-либо, незримо входят сюда и встают рядом. Ощущение было настолько сильным, что я не понимала, как Галкина выдерживает это, как у нее хватает сил держать это напряжение. Но это ощущение возникало всякий раз. И мы приходили, приходили на каждый спектакль — и ради всякий раз по иному рассказанной истории, и ради такого необходимого в тот момент ощущения, что мы — вместе. Театр, как и человек, жив, пока жива о нем память. «Три цилиндра» были нашей памятью, нашей молитвой, нашей надеждой.
Но все хорошее, как известно, имеет свойство быстро заканчиваться. Конец «Трех цилиндров» наступил внезапно, в начале 16-го сезона. Был практически полностью заменен состав, спектакль заново отрепетирован с изменением мизансцен. В ту зиму я зашла в гости к подруге, к тому времени уже более полугода не бывавшей в театре. Зашла речь о спектаклях. Вика, мечтательно глядя на меня, произнесла: «У вас там идут "Три цилиндра"…» Я сказала: «Вик, ты сядь, сядь сначала…» Она послушно села. «Вика, а Ванин теперь в "Трех цилиндрах" не играет». Я ждала чего угодно — бури проклятий, нецензурных выражений… Вика просто закрыла лицо руками и заплакала. Я поклялась, что когда-нибудь расскажу об этом — и рассказываю.
Да, мы оплакали спектакль и простились с ним. Остались фотографии, записи, пленки — теперь это уже история. Осталась память. Значит, спектакль жив до сих пор.
Январь 2003. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Клио
Зарегистрирован: 08.12.2004 Сообщения: 255 Откуда: Москва
|
Добавлено: Чт Дек 09, 2004 4:01 Заголовок сообщения: |
|
|
написано 15-02-2003 22:39
Фотографии к спектаклю можно посмотреть в нашей Фотогалерее
Последний раз редактировалось: Клио (Пн Май 25, 2009 15:56), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
|
Клио
Зарегистрирован: 08.12.2004 Сообщения: 255 Откуда: Москва
|
Добавлено: Чт Дек 09, 2004 4:02 Заголовок сообщения: |
|
|
Андрей Ильин написано 04-03-2003 21:04
Ко дню рождения Надежды Бадаковой — 23 февраля — выпущен комплект из 2-х CD, посвящённый спектаклю «Три цилиндра». Заказы принимаются на странице «ДИСКИ—ПОЧТОЙ». |
|
Вернуться к началу |
|
|
Клио
Зарегистрирован: 08.12.2004 Сообщения: 255 Откуда: Москва
|
Добавлено: Чт Дек 09, 2004 4:03 Заголовок сообщения: |
|
|
Milashka написано 21-05-2003 10:00
Пожалуйста, просветите меня! Какая музыка была использована в "Цилиндрах", в частности, что это за песня, под которую танцует Дионисио в финале. Если у кого-нибудь есть слова... PLEASE!!!!!! |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
|