Легенда о Юго-Западе АРХИВ ФОРУМА ТЕАТРА НА ЮГО-ЗАПАДЕ
(записи c 2001 по 2005 год)
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

ПУСТОЕ ПРОСТРАНСТВО (ВРБ)

 
Начать новую тему   Ответить на тему    АРХИВ ФОРУМА ТЕАТРА НА ЮГО-ЗАПАДЕ -> По страницам личных архивов
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Клио



Зарегистрирован: 08.12.2004
Сообщения: 255
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Дек 09, 2004 2:15    Заголовок сообщения: ПУСТОЕ ПРОСТРАНСТВО (ВРБ) Ответить с цитатой

ПУСТОЕ ПРОСТРАНСТВО
(По материалам статьи В.Р.Беляковича «НАУЧИТЬ НЕЛЬЗЯ — МОЖНО НАУЧИТЬСЯ» в рубрике «Открытый урок» приложения «Народное творчество» к журналу «Клуб», 1990, №8,9)

   Когда мы впервые открыли дверь будущего собственного театра, глазам нашим предстал не слишком большой, совершенно пустой квадрат. Одна стена его была стекляной, посредине возвышались четыре колонны (две толстые и две тонкие), убирать которые категорически не рекомендовалось — на колоннах держались перекрытия.
   Был я тогда молод и очень хорошо себе представлял, каким должен быть театр: вот здесь мы выгородим фойе, тут гардероб, а там у нас будет ма-аленький зал... Купили много кирпича и старательно воплотили проект в жизнь. Поставили в этом зальчике свой первый спектакль — «Водевили».
   Нам понадобился целый сезон, чтобы сообразить, что же мы натворили? Фойе, раздевалка — все это пространство попросту «украдено» нами у театра. Как-то я проснулся среди ночи — меня осенило. Примчался в театр, схватил кувалду — и давай крушить стенки... Так начался второй этап. Зрителей пересадили к стеклянной стене, где они и сейчас сидят. А чтобы не мешал шум с улицы, стену заложили подушками. Тогда мы поставили «Старый дом» А.Казанцева — уже в этом пространстве.
   Сбоку у нас было два маленьких окошка — в одном сидел осветитель, в другом радист. Этого кусочка зала мне тоже стало жаль. Мы их переместили назад, за ряды зрителей, окошки переделали в одно большое и, когда ставили «Мольера» М.Булгакова, посадили туда Людовика XIV. Сразу возникли напряженные пространственные диагонали.
   Следующий этап наступил, когда я понял: подушки так высохли, что вот-вот вспыхнут, а зрителей в крошечном предбаннике набивается столько, что уже не разобрать, где чье пальто. Снова купили кирпичи, зажмурившись, выбили стекло, построили стену и новую раздевалку.
   Аппетиты наши тем временем разгорались, и я подумал: а почему бы не занять подвал под театром? Отбойными молотками продолбили в полу две дыры, потом угрохали в этот подвал машин десять цемента, как-то окультурили — и зажило пространство под сценой. Поскольку зал у нас крохотный и сцена, как таковая, попросту отсутствует, мы постепенно, от спектакля к спектаклю, обжили и лесенку между рядами, и пространство под ними, в «Гамлете» и «Ревизоре» — новое окошко осветителя, сбоку от зрителей... С появлением подвала заработали люки на сцене — в «Калигуле» А.Камю, например...
   Наконец, удалось присоединить соседний овощной магазин. Мы немедленно пробили туда две двери и использовали в «Трилогии» Сухово-Кобылина, в том же «Калигуле»... Возможности наши это расширило необыкновенно. Когда открывается боковая дверь и оттуда, скажем, бьет фонарь — уходит ощущение замкнутого пространства, появляется даже какая-то космичность...
   Думаю, сейчас мы выжали уже из своего помещения все, что возможно. Но сами по себе зрительный зал и сцена — какими бы они ни были — все равно обладают для меня неисчерпаемыми возможностями. Это как в шахматах: ограниченное количество фигур и неограниченное — комбинаций. Каждую игру — новая.
   Меня, правда, время от времени упрекают в том, что я во многих спектаклях использую схожие приемы. Отсутствие декораций, фронтальные и диагональные мизансцены, локальные световые пятна... Но дело-то в том, что для нас эти решения — единственно возможные. Те же фонари. Стоит дать в нашем зальчике любой другой свет — боковой, фронтальный, общий — немедленно исчезает пространство и во всей красе возникает наш жалкий пятачок 4 на 6 метров. Пропадает магия театра. Когда же высвечивается одна точка и свет бьет актеру в лицо, а сзади расползаются очертания стен, уходят в глубину — появляется ощущение бесконечности.
   Стало, кстати, расхожим мнение, будто наша студия находится в подвале, хотя на самом деле это не так. Но я понимаю — такой образ действительно создают черные, шероховатые, будто из необработанного камня стены. Знаете, сколько мы их искали?! Сделали — я просто ахнул: стены исчезли — раздвинулись буквально до космических пределов.
   О колоннах на сцене я уже упоминал. Раз нельзя их убрать — приходится обыгрывать. Вокруг них бегают, спотыкаются, о них бьются, за них прячутся — словом, они превращаются в некие энергетические центры сцены. Они уже не мешают, а помогают; делят сценическое пространство, становятся составной его частью. Точнее всего, мне кажется, это получилось в «Гамлете», где мы подстроили к ним два ряда фальшивых колонн и во многом благодаря им возник образ спектакля.
   Мне лично ближе предельная простота сценографии. В немалой степени к этому приучил наш бедный театр. Хотя, конечно, дело не только в этом. Главное: когда на сцене ничего нет — на ней есть всё. У зрителя появляется возможность домыслить. Такой принцип предоставляет и режиссеру огромную свободу в освоении любой площадки, куда волею судеб попадает его театр.
   А когда приходишь в студию и видишь, как там изо всех сил тужатся сделать пусть бедно, зато, «как у больших», — и кулиски, и задничек, и рампочка... Сразу хочется сказать: «Да снимите вы все это к чертовой матери, живите в том, что есть!»
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Клио



Зарегистрирован: 08.12.2004
Сообщения: 255
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Май 12, 2010 2:49    Заголовок сообщения: Полный текст статьи Ответить с цитатой

Полный текст статьи В.Р.Беляковича «Научить нельзя — можно научиться» опубликован на сайте «Легенда о Юго-Западе (запасники)»:
http://www.ugozapad.msk.ru/press/art_pustoe_prostranstvo_vrb-90.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    АРХИВ ФОРУМА ТЕАТРА НА ЮГО-ЗАПАДЕ -> По страницам личных архивов Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group