Легенда о Юго-Западе АРХИВ ФОРУМА ТЕАТРА НА ЮГО-ЗАПАДЕ
(записи c 2001 по 2005 год)
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Юго-Запад = "Авторский театр"

 
Начать новую тему   Ответить на тему    АРХИВ ФОРУМА ТЕАТРА НА ЮГО-ЗАПАДЕ -> Общий форум
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Алина
Супер Модератор


Зарегистрирован: 07.12.2004
Сообщения: 44
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Дек 16, 2004 13:51    Заголовок сообщения: Юго-Запад = "Авторский театр" Ответить с цитатой

Автор Тема: Юго-Запад = "Авторский театр"
'Андрей Ильин' написано 19-10-2002 21:10

Однажды на старом форуме был задан вопрос, оставшийся без ответа:

Olga <oliachik@rambler.ru> 15-01-2002 12:41 писал(а):
Эпический театр Бертольта Брехта, Жестокий театр Антонена Арто...
Предлагаю по этой же модели придумать эпитет (только один) к театру Беляковича...

В документах, поданных в своё время на соискание премии столичной мэрии, Юго-Запад был назван "АВТОРСКИМ ТЕАТРОМ".
Кто и когда придумал эту весьма удачную формулировку, мне неизвестно.
По-моему, она вполне отражает уникальный способ создания юго-западных спектаклей, где Белякович является автором (или соавтором) абсолютно всех компонентов спектакля, в том числе музыки, света, костюмов и декораций, а сверх того - ещё и педагогом, и партнером по сцене. Где ещё такое было? Не знаю, возможно, у Мольера?

Тем не менее, Юго-Запад никогда не стал бы Театром, если бы он был театром лишь Беляковича. Актерская школа, созданная этим коллективом, совершено самобытна. Актёр здесь — не марионетка, а Художник. Если бы не гений Авилова, если б не самоотверженный труд десятков талантливейших людей, отдавших жизнь этой сцене, не произошло бы Чуда, и не было бы на свете зрителей, чью душу и судьбу сотворило великое искусство Театра-студии на Юго-Западе.

-------------------------------------------------------------
WhiteMerlin написано 14-12-2002 17:16

Да, несомненно, "Юго-Запад" - авторский театр, но не одно это отличает его от других...

"Юго-Запад" (и это важнейшая составляющая его "авторского" стиля) - также ДИНАМИЧЕСКИЙ театр, театр, большинства спектаклей которого не было бы без музыкального оформления и намеренной "рваности", убыстренности действия; есть несколько исключений из этого правила, однако, если присмотреться, и они ушли от него недалеко (к примеру, возьмите "Три сестры" - и попробуйте вырезать из них "посиделки у рояля").

ДИНАМИКА = ЭНЕРГЕТИКА, та самая знаменитая "юго-западная" энергетика, после которой спектакль тихий часто кажется пресным...

Я не хочу сказать, что актеры "Юго-Западу" не нужны (на динамику приходится примерно половина силы "юго-западного" спектакля, другая половина - на актерские работы; расстановка актеров часто меняет "рисунок" спектакля -ср. "Трактирщицы" с Кудряшовой и Дымонт, к примеру), в одном я уверен - без динамики знакомого нам, зрителям, "авторского Театра на Юго-Западе" просто не было бы, было бы что-то другое...

-------------------------------------------------------------
'Клио' написано 14-12-2002 18:49

Протестую!!!
ЭНЕРГЕТИКА <> ДИНАМИКЕ! Более того, иногда она ей противоположна. Если вы интересовались когда-нибудь проблемой "физических полей биологических объектов" (бытовые синонимы - экстрасенсорика, парапсихология, магия и т.п.), то понимаете, что действие "энергичное" и "энергетичное" - это два совершенно разных определения, вроде "круглый" и "красный". Была когда-то лаборатория в системе Академии наук, которая занималась исследованиями подобного рода феноменов. В одной из статей Аллы Демидовой есть рассказ о том, как они работали на Таганке, и приведены некоторые их выводы, в частности такой. Когда она играла размашисто, что называется, на крике, количество отданной в зал энергии оказывалось меньше, чем если она играла внешне сдержанно, но с большим внутренним напряжением. Любой театрал интуитивно знает этот эффект, но товарищи ученые скучно замерили его на своей аппаратуре. То есть это - объективная реальность, данная многим из нас в ощущениях. А динамика в театрах нередко - просто суррогат энергетики, производимый, как видим, с МЕНЬШИМИ энергетическими затратами.

Mike! Вам ведь наверняка есть что добавить, please!

-------------------------------------------------------------
Lady Enigma написано 14-12-2002 19:47

Я не считаю, что динамика и энергетика противоположны, как не считаю, что между ними можно поставить знак равно. По-моему, это просто разные понятия, не зависящие друг от друга. Может быть динамика без энергетики (недавно как раз что-то подобное во МХАТе им.Чехова видела), динамика с энергетикой (некоторые сцены из "Мольера"), энергетика без динамики (сцены из того же "Мольера")...

-------------------------------------------------------------
WhiteMerlin написано 16-12-2002 14:46

Я не говорил, что динамика нужна всегда, я всего лишь сказал, что она - важная составляющая стиля Театра на Юго-Западе (никак не всякого театра), и мое равенство означает "энергетика спектакля Юго-Запада была бы совсем другой без динамики" (но не больше!), ничего глобального в равенстве не было (если бы все люди, т. е. театры, были на одно лицо, как это было бы скучно...!).

Глобальные высказывания заводят в дебри; у каждого зрителя - своя душа, одним нужно одно, мне (В силу юного возраста...? Потому, что я с 10-ти до 12-ти лет ходил на Таганку, с 14-ти - на Юго-Запад, почти не посещая классические театры...?) -другое...

Так что не надо глобально воспринимать мое высказывание, все, что я хотел сказать - динамика есть важная составляющая большинства "юго-западных" спектаклей - как и актерская игра, как и необычные решения наподобие Джульетты, вставшей памятником самому себе; или, если угодно - это так в моем восприятии этих спектаклей.

------------------
(С) Victor Verbitsky

-------------------------------------------------------------
'Клио' написано 17-12-2002 17:46

Меня не столько даже формула задела, сколько пояснительная фраза после нее:

WhiteMerlin писал(а):
ДИНАМИКА = ЭНЕРГЕТИКА, та самая знаменитая "юго-западная" энергетика, после которой спектакль тихий часто кажется пресным...

(курсив мой)
Lady Enigma привела математически точные контрпримеры. Я хочу только добавить стихотворение, которое должно было бы стать эпиграфом к непоставленному спектаклю "Дом Бернарды Альбы":

ТИШИНА

Слушай, сын, тишину.
Эту мёртвую зыбь тишины,
Где идут отголоски ко дну.
Тишину, где немеют сердца,
Где не смеют поднять лица...

Федерико Гарсия Лорка

-------------------------------------------------------------
WhiteMerlin написано 21-12-2002 13:10

Во-первых, я не говорю, что спектакля без музыки и ритма быть не может, я говорю, что я такие воспринимаю с большим трудом, и нужен талантливейший режиссер, чтобы я "вжился" в постановку.

Во-вторых, "пресными" я называл не "тихие" спектакли "Юго-Запада" (ведь, скажем, "ZooStory" я пересматривал много раз), но "тихие" спектакли других, не понравившихся мне режиссеров (а это, к сожалению, большинство наших современников; одна из любимых видеозаписей - великого спектакля Эфроса "Дальше тишина", про которую я еще надеюсь поговорить на моем сайте)...

И несколько общих комментариев.

... Если в тексте "зашит" ритм (это так почти всегда), а актеры достаточно сильны, текст хорошо играется и сам по себе, пусть вообще нет ни одного крупного режиссерского решения (видел я пару лет назад один такой спектакль); однако тогда, когда нет сильных актеров, частенько начинаешь скучать (или смотреть спектакль ради одного, сильного, актера, что, по-моему, неприемлемо - ведь автор редко пишет пьесу, не думая об ансамбле)...

(Некоторые примеры моих стандартов хорошей игры - из мужчин: Лоуренс Оливье, Орсон Уэллс, Пол Скофилд, Йен МакКеллен, из наших соотечественников - И. М. Смоктуновский, из женщин: Вивьен Ли, Джуди Денч, Мэгги Смит, из наших соотечественниц - Фаина Раневская; таких величин всегда было мало, не больше их и сейчас).

... Но и ритмичный спектакль может быть скучным, если ставить его неумело (опять же -в других московских театрах есть примеры)...!

На Юго-Западе же, к счастью, скучно ни разу не было...

P. S. ... По архивным обзорам на моем сайте можно лучше увидеть мое отношение к Юго-Западу (и - немного - к другим театрам; например, показательно, какую оценку я дал UIC'овскому "Our town"); к сожалению, в этих обзорах очень подробно разъясняются сюжеты пьес (в те годы я почему-то считал это нужным) - после Нового Года я надеюсь начать размещение новых Мгновенных Фотографий, лишенных этого недостатка.

------------------
Victor Verbitsky
(http://verbit.narod.ru)

-------------------------------------------------------------
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    АРХИВ ФОРУМА ТЕАТРА НА ЮГО-ЗАПАДЕ -> Общий форум Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group