Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Lubelia
Зарегистрирован: 09.08.2011 Сообщения: 17 Откуда: Москва
|
Добавлено: Сб Сен 24, 2011 13:32 Заголовок сообщения: Ромео и Джульетта |
|
|
Дублирую из блога отзыв о спектакле 20.09.2011. Впервые на этом спектакле, так что впечатления незамутненные, но - весьма сильные, до сих пор перед глазами стоят.
Сначала в целом о спектакле и - о его недостатках.
Как целое, как спектакль - не особенно зацепил. Слишком много слуг, их пошловатых хохм и пацанских разборок. Костюмы... Я понимаю, что дерюга, но хоть для Джульетты погладить могли?! Невероятно ужасный Бенволио, которого МНОГО. Он даже что-то пытается - вот к примеру на похоронной процессии он честно попытался идти также, как Лорд Капулетти - как будто хребет вынули и все кости переломали. Лучше б не пытался - не вышло.
Главный недостаток - Ромео. Абсолютно пустой мальчик, зала не держит, сказать ему о любви нечего вообще. Даже несмотря на то, что рыдал настоящими слезами.
Джульетта (Вероника Саркисова) влюбилась в него просто потому что она очень молода, за Париса ей очень не хотелось, а влюбиться время уже пришло. Вот она была совершенно прекрасна - тринадцатилетняя девица, которой снесло крышу. При этом - полностью дочь своего прекрасного отца: решительная, сильная и умная - в меру своего возраста. С безупречными понятиями о чести и благородстве, тоже впитанными от отца. Интонации и жесты предыдущей Джульетты - Карины Дымонт - все-таки, кажется, чувствовались. Но Ника была прекрасна и жива, и в тот момент, когда она узнала о гибели Тибальда и изгнании Ромео... Меня всерьез пробрало, она молодец.
В целом, получилась никак не история Ромео и Джульетты. История получилась о трагической гибели рода Капулетти (и примкнувшего к ним Меркуцио). Они ее так и разыграли - Лорд Капулетти, Джульетта, Тибальд, Меркуцио и Кормилица.
Капулетти (заслуженный артист России А.С. Ванин) - самый прекрасный мужчина в Вероне. И когда у него все хорошо (а все первое действие он вполне безоблачно счастлив, вражда - это так, мелкие привычные неприятности) - глаз не оторвать. Хохмит (без единой пошлости, в отличие от слуг), развлекается, кокетничает с женой, распускает хвост на балу, представляя дочку. Вот как, как у него получается?! Когда он Пилат - за его плечами встает Великий Рим. Сейчас за его плечами стояла история Рода - безумно древнего, и вся средневековая Италия с ее средневековыми разборками, и все "темные века" и все, что было до них. Он при этом был очень "южным" человеком по темпераменту, любитель выпить, в молодости изрядно пошаливший (былые карнавалы вспоминал с законной гордостью - есть ему что вспомнить из подвигов по этой части), чуть что - пускается впляс. Очень патриархальный в отношениях со своими женщинами, которых - обеих - любит. За дочку - кого угодно порвет, ей самой угрожает таким ласковым тоном, что ясно - не всерьез. Но при этом все-таки - всерьез, идея о том, что его дочь может пойти против его воли - не укладывается в голове.
Жену - любит, отлично с ней взаимодействует и развлекается, пока все хорошо, передоверяет изрядную долю семейных дел, вроде организации праздников. Но при этом в момент горя - остается один. Не утешает ее, не ищет утешения у женщины сам. Один. И во главе погребальной процессии - один.
Что с ним будет после этой истории? На этом спектакле мне показалось - выживет. Самым страшным там было, как он стоял и слушал брата Лоренцо над гробом Джульетты (собственно, не стоял - висел в арке, цепляясь за не раскинутыми руками и низко опустив голову), а потом шел на кладбище. Думая, что во всем виновен только он один, что он - лично и собственноручно - убил дочку.
А потом, когда вскрылось, как все на самом деле было сложно - чуть отпустило: и он уже может дышать, утешать рыдающего Бенволио, подать руку Монтекки, ничего не высказать брату Лоренцо. Не слагает с себя вины, но все-таки - это судьба, это не он единолично, а в противостоянии с судьбой существовать можно.
Брат Лоренцо (Бакалов). Хороший, видимо, священник, строгий, но душевный. Человек, привыкший принимать решения и нести за них ответственность. Как он прекрасно распекал идиота Ромео всю дорогу! Как прекрасно отправлял его в Мантую (иди, я тут все устрою, я вас поженил, ответственность - на мне), как прекрасно утешал Джульетту тем же (ничего, я сейчас все устрою, я все придумаю, я за это отвечаю). Перед первой встречей с Ромео молился, видимо, святому Франциску, которого потом поминает, об умирении враждующих. И увидел в принесенной молодым дураком исповеди - знак, свершившееся чудо, ясное указание на то, что делать.
И сам же все испортил - в момент, когда взялся судить и решил преподнести Капулетти страшный урок - гибель дочери. Нельзя, нельзя таким тоном говорить со скорбящими - без малейшего сочувствия, они же и так... женщины открыто рыдают, мужчина просто еле держится на ногах. Священник же, блин, присвоил себе право наказывать - и доигрался.
К финалу, впрочем, Бакалов, кажется, несколько сдох. Но признание своей вины и своей ответственности там было. В монастырь тебе братец, надолго, замаливать. Если очнувшийся Лорд Капулетти взглядом не испепелит.
Тибальд-Меркуцио.
Первый раз вижу такую трактовку и она совершенно прекрасна. Тибальд (А.Задохин) и Меркуцио (Ф. Тагиев) - близкие друзья. Не лучшие, не единственные друг для друга (все-таки изрядная разница в возрасте), но друзья. И Меркуцио относится к нему с огромным уважением и искренне считает его, Тибальда, голосом разума на этом дурацком утреннике, среди всех этих детских разборок. Он взывает к Тибальду на балу, он готов ему объяснять почему он оказался "в компании Ромео", он, срываясь, высказывает ему что-то вроде: "Ну ты-то зачем фигней страдаешь? Ты же умный, ты же - старший?!" Поединок они, в итоге, после того, как Меркуцио высказывается, затевают общим решением - как способ немедленно и прямо сейчас разрядить обстановку, сбросить напряжение и закончить это все не очередной потасовкой "стенка на стенку", а где-нибудь вместе в кабаке. Типа - смотрите, идиоты, как надо!
Но - как надо не выходит. Потому что Ромео впадает в истерику и мечется под руками, ничего не поняв, и тогда Тибальд ошибается.
Когда Тибальд понимает, что произошло - на него смотреть становится страшно. Он - этого - меньше всего хотел. И под меч Ромео, кажется, подставляется потом сознательно - все, я начал убивать своих, мне нельзя больше жить.
Фарид Тагиев - прекрасен (Хотя местами видно, что помнит Меркуцио из Дзифиреллевского фильма, на монологе о Маб кое-что кажется, копирует оттуда (фразу про паучка?)). Но он жил на сцене, жил, каждую секунду. А умер - не за Ромео, нет. За свою свободу. За Тибальда, которого действительно любил. За право стоять выше.
В целом, о чем это все было. В зале было полно школьников, которые как-то очень близко приняли эту историю, как историю про "разборки пацанов" - им были понятны эти слуги, эта история про мальчика и девочку из разных компаний. Для меня эта была история об... угасании. О том, что на смену прекрасным старшим - идет отбившаяся от рук молодежь, о том, что разборки этих слуг могут привести к гибели Рода Капулетти, о том, что все складывается так, что гибель неизбежна - и это вина всех Старших - и никого конкретного, так сложилось. Просто Высокие Лорды уходят, время закончилось. "Остановите время!" - кричит Джульетта. Не остановить, Волна уже поднялась и сейчас обрушится. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Lubelia
Зарегистрирован: 09.08.2011 Сообщения: 17 Откуда: Москва
|
Добавлено: Ср Окт 26, 2011 14:04 Заголовок сообщения: |
|
|
"Ромео и Дужльетта", 18.10.2011
Второй раз на спектакле, впечатления утряслись, делюсь дальше.
Главное и основное негативное, что есть на эту тему - как же не хватает родного шекспировского текста! Эти присочиненные перебранки слуг, это сокращенная донельзя сцена на балконе... Иногда отсебятина удачная ("ударный кусок монолога Джульетты про "Остановите время!" не нашла ни в одном из переводов, ни в оригинале), но в целом - жалко текста.
Ругань вторая, на мироздание. Три класса школьников в одном маленьком зале среди редчайших вкраплений тех, кто пришел смотреть спектакль - это сильно.
А ко второму действию, слава Богу, затихли почти совсем - потому что это таки была Трагедия и играли прекрасно все. На выходе школьницы (и школьники) уже откровенно вытирали слезы, проникшись.
Две истории, ради которых я прихожу смотреть этот спектакль второй раз и буду приходить дальше, впрочем, это истории двух мужчин - Лорда Капулетти и Меркуцио.
Лорд Капулетти (А.С. Ванин).
Это - лично для меня - самый красивый из его персонажей. Лорд Капулетти вот просто совершенно неотразим, как мужчина, особенно пока у него все хорошо - и он принимает на празднике гостей, танцует с женой, представляет дочку, урезонивает Тибальда. "Учись манерам" - очень мягко, но эдак... веско, у самого-то манеры и четкое понимание того, что на балу скандалы недопустимы, даже не в крови - он просто сам из хороших манер, из овеществленного аристократизма состоит. Когда он говорит о том, что Парис знатнее, это как-то так... с некоторой долей усмешки - он, может, и знатнее и богаче, но мы - мы древнее.
В прошлый раз Лорд Капулетти был влюблен в жену, кокетничал с ней и вообще в первом действии производил впечатление абсолютно счастливого человека. Сегодня - нет, был строже и суше, при воспоминании "былых времен" все намеревался к Кормилице отвернуться. Вряд ли роман у него был именно с ней - но она явно о его похождениях знает больше жены.
И того безоблачного легкого счастья не было в этот раз. Лорд был человеком пожившим и опытным: да, все хорошо, да праздник, гости, жена, дочка... Но опыт говорит - надо бы бдить, мало ли.
Вот "мало ли" и случается - внезапно и очень страшно. Лорд Капулетти в этот раз закончился вместе с Тибальдом - в ту ночь, когда искал его убийцу. Потому что обратно в дом он ввалился... нет, еще живым - с фирменным полусмехом-полурыданием-полурычанием... и сразу начал спрашивать - сколько же времени (да, время Лорда Капулетти на этом месте уже остановилось; кстати этого повторяющегося вопроса про время и жалобы на то, что ночь не спал - в оригинале тоже нет).
А к концу разговора с Парисом, когда он вполне овладел собой, стало ясно, что как-то - все. Осталось дочку вот пристроить за хорошего человека, продолжить род... ну хоть так, ну вот этим - с Тибальдом не сравнить, но вроде человек хороший. А дальше уже ничего не будет - что там может дальше быть-то?
Во время ключевого разговора с дочерью он, кажется, сдался. "Прощаю" - было как: "Ааа, делай что хочешь, все кувырком, ну и ты туда же", но в угрозах не было не следа реальной угрозы, так - ворчание. А вот ее согласие потом натурально стало глотком воздуха - может все еще в норме? Может мир еще не сошел с ума и время, правда, не остановилось? Можно станцевать, пока ноги держат.
А смерть дочери доломала. В прошлый раз была именно вина - я ее убил, я сам. Сейчас была какая-то обреченность: теперь уже ничего не будет в порядке, после смерти Тибальда возможно и такое - смерть дочери, вот на ровном месте, после того, как обо всем договорились... И дальше, когда уже стоял в арке, только кивал обреченно - вот и Парис... вот и Ромео... вот и дочка - второй раз... Ничего, вы погодите, я тут разрулю, с Монтекки помирюсь, Бенволио вон откачаю - и сейчас за вами. Заказывали остановить время? да вот же оно - стоит.
Меркуцио (Фарид Тагиев)
Второй самый прекрасный мужчина в Вероне. Молодой еще, заматереет - переплюнет и Старшего Капулетти. А пока - вполне признает чужое первенство. Всегда сам по себе, но - добровольно берет на себя роль "разруливателя" в обоих семействах. В самой первой сцене, когда Герцог урезонивает оба семейства - Меркуцио сначала шикает на слуг Капулетти, заставляя их слушать своего Лорда и Герцога, потом - урезонивает Монтекки... а в перерыве как-то с Парисом умудрился проконтактировать, когда они местами менялись на сцене. Он же знает всю Верону и натурально живет с ощущением, что ему этот утренник в конце концов придется вести.
Сцена с Кормилицей в конце второго действия была в этот раз (может и в прошлый, но я просто не отследила, по второму разу многое видней) - решением стратега. Кормилица разняла схватку, дальше - надо срочно разрядить обстановку. Лучший способ, который Меркуцио знает (он все-таки тут очень юный еще, ровесник Ромео, может чуть старше?, все его актуальные стратегии - это стратегии очень молодого человека) - это устроить представление и словесную перепалку. Кормилица подхватывает идею - и они вдвоем отлично справляются. В прошлый раз она еще очень сильно обиделась на "канделябр", в этот раз как-то они очень ласково поговорили (наверно, потому что над собой Меркуцио стебался едва ли нем больше, чем над ней).
Королева Маб. Монолог о ней тоже был ровнее в этот раз - и - страшнее, с ноткой отчаяния. Причем Королева внятно отвечает: Ромео после слов Меркуцио о Маб тут же начинает нести что-то о своей любви. Меркуцио спрашивает с искреннем недоумением: "Ромео, ты о чем?". Да вот об этом - это тебе предупреждение: дурак влюбится, а Королева развернет дело так, что никто не выживет.
Потом, второй раз, когда Меркуцио помянул Королеву - сразу после бала, на котором опять занимался привычным делом - разруливал и унимал - это был... вызов на поединок что ли? С веселым молодым восторгом - ну давай, Королева, выходи, проверим, кто тут сильней.
А кто сильней - как-то стало ясно в момент венчания Ромео. Потому что с одной стороны, все хорошо, вот он - отличный шанс унять эту дурацкую вражду и привести всех в разум, разум надо применять для дела, а не для детских игр. А с другой - какой разум? Королева Маб его затмила у Ромео, Королева Маб затмила его у Джульетты, Королева Маб затмила его у Брата Лоренцо, Королева Маб затмила его у Лорда Капулетти, все это - Ее игра.
Не знаю, что тут от концепции роли, что тут от самого Фарида, но этот Меркуцио кажется мне на редкость рациональным человеком. Молодым и немножко слишком максималистки рациональным: от любви - во-всяком случае настолько - ему крышу ни разу не сносило, от ненависти - тем более. И его поединок с Маб - это поединок ясного разума, продуманной стратегии, интеллектуальной насмешки - с иррациональным темным хаосом, который ведает случайными стечениями обстоятельств, не поддающимися логике, который ведает "темной" стороной любви, заставляющей терять крышу.
Как они прекрасно взаимодействуют с Тибальдом-Задохиным во время последнего поединка! Сначала Меркуцио стебется, потом - откровенно срывается, потом - выдает Капулетти Бенволио - он маленький и к тому же трус - Капулетти постебутся над ним, и отвалят. Потом они с Тибальдом как-то все-таки приходят к решению - делать этот поединок, безопасный: мы-то друг друга не убьем! Демонстрируют это явно всем (когда Меркуцио падает и Тибальд подает ему руку). Смотрите, вот - мы это можем, мы можем не подраться как вы, а вступить в дружеский поединок - как люди. Этакий демонстративный урок тех самых хороших манер, которые Лорд Капулетти поминал.
Вот сейчас Тибальд победит Меркуцио, который вступился за оскорбленного Ромео (ну или они ничью сделают, так еще лучше) - и все, инцидент исчерпан, не надо никого убивать - а там можно будет уже как-нибудь объявить о свадьбе Ромео. Но Королева Маб бдит - и она затмевает разум Ромео. Он не видит очевидного - этот поединок, это и есть выход из вражды, и нечего тут метаться и лезть под руку!
Чума, которая "на оба ваших дома" - это просто другое имя Королевы Маб. Она пришла и забрала того, кто осмелился вступить с ней в борьбу. Хотя он, даже умирая, почти последним жестом - урезонивает и разнимает - опять (также как Тибальд последним жестом пытается дотянуться до Ромео, который убил их с Меркуцио - обоих). "Чума на оба ваши дома" звучит у этого Меркуцио не проклятием - предупреждением или даже просто - констатацией. Чума.
А дальше Королеву было уже некому останавливать - и она пошла по головам...
И в первую очередь она пришла в голову брата Лоренцо - францисканца, который забыл о том, что людям надо доверять и Богу - надо доверять. Если эта идея, возможном венчании двух раздолбаев, пришла тебе в голову как раз когда ты молился основателю своего ордена и репетировал проповедь (как-то в этот раз было очевидно, что вот эта телега о цветочках - это кусок проповеди, которую он то ли обдумывает, то ли вспоминает, как вот только что произнесенную) - так будь ее достоин. В этот раз наконец стало понятно и логично, зачем он все это устраивает, со склепом и похоронами - он действительно сдался, решил, что Старшие Капулетти и Старшие Монтекки не потянут понять молодых, не потянут прекратить вражду. А раз так - лучше Ромео и Джульетту и правда сплавить куда подальше, пусть бегут из вертепа.
И с убитыми горем Капулетти так и разговаривает - обличая. (А Старший-то в этот момент просто висит в арке тряпочкой и даже головы не поднимает...).
Впрочем, в финальном монологе - было таки признание своей вины. Кажется, понял, что был не прав. Какие выводы сделает - это вопрос, но будем надеяться, что молитвами Франциска - правильные.
Про остальных.
Прежде всего - о ней надо было с самого начала, конечно же - прекраснейшая Ника Саркисова. Офигенная естественность, обаяние, уменее держать зал, трагизм... Все при ней, Джульетта великолепна.
Ромео-Белов. Опять же на второй раз стало заметно, что он честно старается, там мелькают интонации, что-то он может... Но главный недостаток - это пластика, которая на фоне тех, кто пластику отлично умеет - Ф. Тагиева, Ники Саркисовой, А. Ванина - совершенно никакая. А тут - увы. Голос слушать еще можно, но на движения смотреть - не интересно.
На второй просмотр заметила забавную массовку. У Лакомкина в первой сцене болели зубы (кто-то из Монтекки врезал? или просто?). У Илоны Барышевой был роман с Олегом Задориным, а уж как она Бенволио гоняла! Курочкин прекрасный был.
Совсем уж отдельно в порядке глюка - думаю о прекрасной реальности, в которой Джульетта вышла бы замуж на Меркуцио, они вдвоем, как люди молодые, сильные и умные, примирили бы семейства и всех урезонили, нарожали бы детей... а одного из их потомков через много-много лет (как причудливо тасуется колода) занесло бы в Россию, и уже один из его внуков стал бы уездным врачом с аристократическими манерами, врожденным умением петь и танцевать и странной тягой к итальянской уличной толпе... |
|
Вернуться к началу |
|
|
Lubelia
Зарегистрирован: 09.08.2011 Сообщения: 17 Откуда: Москва
|
Добавлено: Ср Мар 07, 2012 11:40 Заголовок сообщения: |
|
|
"Ромео и Джульетта", 6.03.2012
Собственно, я шла туда в качестве подарка себе на восьмое марта - посмотреть на прекрасных мужчин. В "Мастере" так не полюбуешься, там - мистерия, сразу ухаешь в глубину, потом выныриваешь, замечаешь, конечно, задним числом насколько красив Пилат, но сосредоточится на этом не получается. И с Клещом такая же история
А тут в финале второго действия, к примеру, герои появляются в арках и просто стоят. И можно на них смотреть: на Лорда Капулетти. На Меркуцио. На Тибальда. Переводя взгляды, и ловя челюсть: как они красивы!
И первое действие... Когда Лорд Капулетти танцует, кокетничает (героиню Илоны приложил свитком по попе, собирается выпить с Парисом, изрядно позволяет себе на балу (когда они влетают, покатываясь о чем-то своем от смеха и он пытается включиться на Тибальда - видно, что выпимши... Но включается буквально на следующей же реплике - бал балом, вино-вином, но все под контролем). Когда Меркуцио еще не вступил в свой поединок и Королева Маб только изредка - снами, отголосками... Когда Тибальд жив (хоть и стоит на балу в красных смертных отблесках). Когда Джульетта еще только влюбилась и не знает, чем это все закончится. Когда Кормилицу еще не приложило смертями. Когда брат Лоренцо еще в мире с Господом и с собой.
Так они все красивы - до слез. И на них можно просто смотреть.
...Однако ж, в целом, по делу: спектакль изменился. Я видела его последний раз осенью, а всю зиму никак не попадала, и теперь меня приятно поразил контраст. Самое главное впечатление: спектакль стал... "чище". Исчезло обилие пошловатых подростковых шуток "ниже пояса". Раньше это соединение пошлости и трагедии очень мешало. Сейчас, слава тому кто репетировал, все пришло в норму. Нормальный возрожденческий юмор: дамы массовки массово падают "на спинку" при словах Кормилицы; сама Кормилица с Меркуцио совершенно прямым и внятным текстом обсуждают "свечки", "канделябры" и "подсвечники", Меркуцио пеняет Бенволио, что тот "девственник", но все это - в пределах хорошего вкуса. Как у Шекспира, а не как в ближайшем подъезде.
(Отдельно про эту сцену Кормилицы и Меркуцио. Иногда они незнакомы, иногда - полузнакомы, но в этот раз у них, кажется, натурально и прочно "все было". Причем вот последний раз - ровно накануне, вот ровно после "я - судьба твоя!", а на размеры своего "канделябра" Меркуцио намекал с гордостью При этом - это было сделано ужасно смешно, совершенно очевидно, и совершенно в духе какого-нибудь "Декамерона", к примеру.
Изменились мизансцены: сложнее, красивее и осмысленнее стал бал (например, Ромео и Тибальд там сталкиваются практически в центре сцены, а Меркуцио влетает между ними); Джульетта как-то взаимодействует со страшными "масками" на пути к брату Лоренцо во втором действии (совершенно не помню этого раньше), что-то еще. Конкретику отследила не везде, все-таки видела спектакль давно и всего несколько раз. Но главное зрительское ощущение - действие стало более осмысленным, более цельным и связным, ближе к Шекспиру. Очень хорошо стало. Спасибо.
Впрочем, в целом о концепции всего конкретного нынешнего спектакля я буду говорить очень навскидку. Потому что долго не видела, неизвестно, когда еще попаду - и следила больше за конкретными персоналиями, чем за действием в целом.
Лорд Капулетти. Не знаю, может это мои весенние глюки повлияли на восприятие, а может и правда он такой позитивный сегодня был, что осталось четкое ощущение - жить будет. Он вполне может подписаться под девизом Меркуцио - "живи, пока живется". Лорд Капулетти был очень живой. и в начале, когда живо реагировал на все: на подведших под штраф слуг, на красивых горожанок (Илона, кстати, в доме Капулетти не на последних ролях - и сам Лорд ее по попе хлопает, и Джульетта к ней первой бросается)), на жену, на Париса. Эта вечная вражда, кажется, для него просто не очень серьезная игра. Для пущей жизненности, для тонуса. Почти всерьез, да - можно искренне повозмущаться тем, что Монтекки во всем виноваты, а штраф в очередной раз платит он. Но вот на балу он уже урезонивает Тибальда - да вражда, но - Ромео? Ромео хороший мальчик, он плохого не сделает, даже если он вдруг тут - ну и пусть себе. Правила игры позволяют. Он всех любит: и Тибальда, и дочку безумно любит и гордится ей, и жену любит (да, чувства, конечно, несколько поблекли, но он еще вполне может отплясывать с ней на балу и искренне над чем-то смеяться вдвоем). Все у него хорошо, и ничто не предвещает: человек, у которого роман с жизнью. И - дальше. Реакция на смерть Тибальда: надо срочно что-то делать. Продолжать род, устраивать свадьбу - жизнь выше смерти, пусть будет свадьба! И даже потом - памятник? Ну пусть памятник, главное - примириться, руки пожать друг другу, вот молодого дурака Бенволио, который сейчас вешаться ведь пойдет - урезонить и спасти - для жизни.
В этот раз Лорд Капулетти не закончился на кладбище - и не было ощущения, что закончится позже. Он будет жить - ради тех, кто остался. Это будет трудно, а может и вовсе безумно - но жизнь - превыше всего. Смерть - это враг, она может прийти и забрать, но сдаваться ей добровольно, потому что жизнь вдруг закончилась? - нет.
Он даже в момент проповеди брата Лоренцо на похоронах как-то по другому висел в арке. Последний раз когда я это видела, на каком-то осеннем спектакле - смотрелся натуральной тряпочкой (вот как Пилат вот на балу выглядит кучей пепла... удивительный талант у человека "прикидываться ветошью"). В этот раз - нет, стоял твердо, правда, к решетке пришкварился в итоге и отцеплялся от нее как-то так... в два приема.
...Жизнь - это то, с чем роман у Меркуцио. Не с Королевой Маб, как раньше - с тем, что ей, Королеве, противоположно. С жизнью. Живи, пока живется. А Королева - выросла Королева и изменилась. Раньше это была... иррациональность? хаос? что-то, что было противоположно острому уму и трезвости рассудка. Сейчас - о нет. Сейчас, это, кажется, сам Дьявол - просто в женской ипостаси, мужчине эпохи Возрождения так будет понятнее. Рок. Смерть. С этим вот - роман невозможен.
Монолог о Маб был - почти с ужасом. Особенно страшным был не паучок, нет (Кстати, это глюки, или потом Лакомкин этого паучка показывал уже где-то во втором действии, маской?). Самым ужасным было то, что вот она может по человеку до самого утра скакать, и то пятки чесать, то живот. И никуда от нее не деться, не спастись... Только благодатью (и поэтому "Храни нас Боже!" - от Королевы Маб в первую очередь).
В этот раз Меркуцио почувствовал ее дыхание в словах Ромео - поэтому и переспрашивал несколько раз: "О чем ты?" - первый раз недоуменно, а на второй раз... кажется, что-то уже заподозрил. Потом еще похоже именно Маб говорила с ним из маски - после бала, уже в винном угаре. "А с тобой я вообще не разговариваю!" - кто ему мог померещиться-то? только она, Королева. И разговаривать с ней - не надо, да. (Вот подсказывают, что раньше всегда разговаривал с этой Маской, пока искал Ромео... я тоже по осеннему спектаклю помню - был разговор. Сейчас - нет.) Меркуцио - на грани одержимости своей Королевой (а на балу, собственно, она вообще сидит у него чуть не на плечах: после разговора Капулетти с Тибальдом, когда все расступаются, а в центре сцены остается зловещая фигура в маске, которая очень нехорошо как-то движется - это все-тот же Меркуцио)
Когда он выскакивает после бала, с воплем "О, Королева Маб!"... осенью мне это виделось вызовом на поединок. Сейчас - нет. Чистым ужасом на грани истерики от того, что примерещилось: Она здесь. Да и не примерещилось вовсе - здесь. Он на балу пытался Ромео от нее охранять.(И как Тибальда урезонивал все теми же аргументами - про Жизнь: "Тибальд, праздник у вас, уймись!"
(Еще, кстати, один смысл: Меркуцио, этот Меркуцио - это ж в чистом виде евангельский "Друг Жениха". Который оберегает жениха как может, ни на что не претендует - и в итоге жертвует за Жениха жизнью. Его участие в этой ситуации, участие в свадьбе Ромео - это начало поединка. Свадьба вообще выглядит поединком - и Ромео с Джульеттой, Меркуцио, брат Лоренцо, Кормилица. Против Королевы Маб. Жизнь - против Смерти.
С Тибальдом они в этот раз, кажется, были не ровесниками - Тибальд был младше. Бывает по разному - осенью Меркцио был младше Тибальда, смотрел на него несколько снизу вверх, уговаривал. Нынешний Меркуцио внезапно оказался - старше. (И это еще и идеально легло на первую сцену, когда во время речи Эскала Меркуцио прохаживается, контролирует пространство, с кем-то общается, морщится на выкрики Эскала... У меня в этот момент возникло ощущение, что главный-то тут - он, Меркуцио. Или нет, все-таки еще не вполне главный, он-то смог бы прекратить вражду, но как минимум - второй после Эскала. И что тут в городе все-таки еще не все друг друга перерезали - это его, Меркуцио, работа. Осенью он смотрелся очень юным - сейчас изрядно вырос.
А Тибальду самому категорически не хотелось в это все ввязываться - но чувство долга требовало проучить Ромео. И Меркуцио предлагает выход - по праву старшего - "Мяу-мяу, Кошачий Царь, поехали!". И если бы не Королева Маб, она же - Чума - все могло бы обойтись.
Как он играет эту смерть! С клинической картиной: ускользающее от боли сознание, еще пытается жестом предотвратить свалку, что-то важное сказать Ромео, что-то не менее важное - Тибальду, но - упс! не успеть. Безумная пластика!
И выложился по полной вообще - потом все время пока лежал - дышал очень тяжко. И как бы не по жизни приложился в момент первого ранения, когда "понарошку" - ощущение боли на лице было ... очень пожизневым. Хотя может и сыграл.
Пришло вот в голову, и не знаю, насколько это правда "изнутри" спектакля, но увиделось и докрутилось так: Меркуцио в этот момент и правда - ранен. Но этого нельзя показывать, сейчас увидят кровь, начнется бойня и тогда все- будет зря. Поэтому он будет скрывать пока может, рана и правда, видимо, не такая, чтобы не позволить продолжать... Этот Тибальд - младше и фехтует - хуже, вот и ошибся...
Зато в арке в финале стоял... успокоенным. Это тоже бывает по всякому - если с Королевой Маб был "роман", то Меркуцио не спокоен и за гранью... В этот раз романа не было, была война, и поэтому после смерти он стоит рядом с Тибальдом - и Маб его больше не тревожит.
Третий мужчина в Вероне, который меня всегда завораживает - брат Лоренцо. "Нравоучительный" монах, кажется, преподает - во всяком случае проповедь читает, как лекцию. Вот это утро, с первой сценой - мне там увиделась не частная молитва, как раньше. Когда он спиной стоит - так это ж служба! Он же священник, это он перед Престолом. Прочел молитвы , развернулся - начал проповедь, какую надо для этих беспокойных прихожан: о вражде. А потом, после службы, прибегает Ромео.
Ошибка его в этот раз не в том, что он решил "проучить" Капулетти. Нет. В том, что он сам толкнул девочку на грех - солгать отцу. "Тяжелый грех беру я на себя". На "грехе" лицо у него дернулось и скривилось, а "на себя" подчеркнул: не на тебя, девочка, на себя, я отвечу. Точка невозврата здесь - когда он сам благословил на ложь. От страха, от неверия в людей... Вот думаю все - почему он так не доверяет старшему Капулетти-то? Не знает его - духовник только у дочери, а сам Лорд пренебрегает таинствами? Просто - не разглядел, не увидел ни одной возможности договориться? Ведь они в Вероне фигуры равного масштаба - и по влиянию и - кажется - по статусу, брат Лоренцо явно из знатной семьи, там порода тоже чувствуется. Вот бы им договориться (а Джульетту замуж за Меркуцио, а не за Ромео - и было бы всей Вероне щастье!.
А брат Лоренцо _увидел_ Лорда Капулетти, кажется, только уже на похоронах Джульетты. И не стал утюжить и осуждать. Раньше это всегда было очень страшно - когда он бросал обвинения человеку, который и так себя во всем винит и еле-еле на ногах стоит от этого. Сейчас - нет. Плакал с плачущими, винил себя и пожинал плоды своего греха и своей лжи. (Кстати, может быть именно это, в частности, позволило Лорду Капулетти в итоге все-таки остаться в числе живых: брат Лоренцо не стал его добивать). Но похороны у него - не первые по счету (Тибальда и Меркуцио явно отпевал он же). Поэтому приходится держаться, в надежде на то, что эти - последние. (Может и правда - последние для него, думаю, что отпевать Ромео, Джульетту и Париса он уже просто не смог... вряд ли что-то с этим делал светский суд, перед котором брат Лоренцо готов ответить - но до епископа история не дойти не могла, и скорее всего дальнейшая его судьба - где-нибудь в монастыре, подальше от Вероны; замаливать; а может быть и сам - отпел, а потом вышел вот на это разбирательство, обвинять себя). И все-таки его итог в этот раз - не примирение, не хоть какое-то успокоение на своей вине. Но ответственность - принял, хотя, кажется, в итоге остался в состоянии раздрая и спора с Господом - как Тот такое допустил?! А через тебя, дружок, через то, что ты решил, что можешь выполнить Его полю - через малый грех. Вон оно как оборачивается-то, лови обратную связь.
...Очень осмысленный вышел Бенволио, и правда. Особенно во втором действии. Молодец, докрутил. Кеменкири подробно писала о концепции, я там увидела примерно тоже, так что дублировать не буду. Он очень любил Меркуцио, он очень любил Ромео - и первым в итоге бросает наземь оружие. Потому что надо - жить, а не убивать.
Охрененная, просто охрененная Ника. Даже писать о ней как-то не выходит - идеальная Джульетта, "Остановите время!" - каждый раз до слез.
Ромео... не дотягивает до нее, но и ладно - если Ника может с этим партнером - так, то и пусть. А вот что докрутилось: все-таки это не история о том, как влюбленных свела в могилу слепая судьба. Вышла история о том, как их свел в могилу - грех. Лорд Капулетти, который не увидел своей дочери в критическую минуту. Брат Лоренцо, который не увидел Лорда Капулетти. Джульетта, согласившаяся на ложь. И вот - Ромео, который зачем-то убил Париса (а ведь не убил бы, хоть бы скандал затеяли с разборкой - успели бы, Джульетта бы очнулась за это время! А нет, Ромео, который пытается до последнего примириться с Тибальдом, разнимает их с Меркуцио - сейчас убивает. И вот это и становится последней каплей...)
...Понравилась очень пара Монтекки. Когда лорд Монтекки включался - персонаж получался очень интересный, и очень возрожденческий: молодой, горячий и совершенный неврастеник
... Вот как-то так. Но общее ощущение от нынешнего спектакля: света. Жизни. Все-таки остановили Королеву Маб, хоть и очень страшной ценой. Все-таки примирились, все-таки хоть кто-то остался жив - и жизнь пусть жительствует. |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
|