Легенда о Юго-Западе АРХИВ ФОРУМА ТЕАТРА НА ЮГО-ЗАПАДЕ
(записи c 2001 по 2005 год)
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Чайка

 
Начать новую тему   Ответить на тему    АРХИВ ФОРУМА ТЕАТРА НА ЮГО-ЗАПАДЕ -> Обсуждение спектаклей
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Lubelia



Зарегистрирован: 09.08.2011
Сообщения: 17
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Окт 05, 2011 22:32    Заголовок сообщения: Чайка Ответить с цитатой

Итак, я посмотрела "Чайку" (спектакль 02.10.2011) и осталась в несколько двойственных впечатлениях.
Во-первых - "Чайка" мне категорически не понравилось как целое. Как сделанный спектакль. При том, что практически на всех актеров можно и нужно смотреть: продуманные образы, прекрасные актерские работы. А вот как спектакль - упс.
Прежде всего, потому что очень четко распадается на две неравные и очень разные по стилистике половины. Первая - это история Треплева. С электронной музыкой, зелено-фиолетовой подсветкой, странным и неуместным символизмом (костюмы Треплева и Заречной показались очень дурацкими, заставка с музыкой из "Кармен" и танцующей фигурой в костюме ниндзи, целлофан этот, который неплохо смотрится в движении с подсветкой и ужасно - пр полном свете).
История, напряжение в которой создавал исключительно сам Треплев, история про него, мрачная и декадентская. Про творчество ли она? Кажется, все-таки не вполне - куски "про несчастную любовь" Матошин-Треплев проживал очень искренне, а вот про творчество и поиски новых форм - не впечатлил.
Вторая половина истории - про дачников и их жизнь, решенная в обычном свете, с более-менее внятными костюмами и песнями под гитару. История вполне чеховская - с чеховским юмором и чеховским драматизмом. Прекрасная тем, что смотреть можно было с полным погружением на каждого участника. То есть я ее смотрела как историю "Дорна и его беспокойной клиентуры", но ровно с тем же успехом ее можно было смотреть и как "историю Маши", "историю Медведенко" , и даже как "историю Сорина". Наверное даже как "историю Аркадиной", для любителей.
В обеих историях было над чем поплакать. Матошин очень сильно сделал финал своей истории (разговор с Дорном о Нине, разговор с Ниной, сам финал - на пластике). А.С. Ванин - Дорн очень сильно сделал финал "дачной истории" (тот же разговор о Заречной с Треплевым и сам финал)
В обеих историях было над чем посмеяться. Но вот тут, увы, смеяться получалось над разным. В дачной истории был вполне чеховский юмор (" голос, говорят, у тебя сильный... но противный!"; "медаль дали.... лучше бы деньгами..."; прекрасные пластические этюды Ванина-Дорна (Дорн пинает тростью целлофан; Дорн показывает на Аркадиной "среднего актера"; Дорн зевает, а потом пьет из трости, пока ему изливается Полина Андревна; Дорн танцует с Аркадиной и т.д.)). В "символической" истории смешно было то, что изначально смешным не задумывалось ("Зачем Нина Заречная закапывается под целлофан?" ,"Зачем Треплев так неестественно движется?", "Зачем на сцене танцуют не то ниндзи, не то назгулы?"
Но главной проблемой спектакля было то, что обе истории почти никак не пересекались. В итоге я совершенно не могу сказать - о чем был этот спектакль? "Потому что художественное произведение непременно должно выражать какую-нибудь большую мысль", а вот тут с мыслью было как-то плохо. В итоге осталось очень четкое ощущение того, что я посмотрела два разных спектакля, из которых по Чехову - был только один. Эту историю можно играть как историю "о творчестве", но она не игралась именно так - Матошину-Треплеву "про творчество" было как-то неинтересно. Эту историю можно играть строго по Чехову - о том, как странно иногда связаны забавное и трагическое. Но эту линию четко вел только Дорн, который мгновенно мог переходить от стеба к предельной серьезности.
В общем единого целого не сложилось.
При этом в целом, как ни странно, впечатление получилось сильное - благодаря конкретным актерам
Очень хорошие роли второго плана - вообще все. Офигенно прекрасный Курочкин-Медведенко, очень живой, очень забавный и очень трогательный. Прекрасная Маша-Илона Барышева - на которую можно было смотреть все время, как и на Дорна - она все время реагировала на все. Зачем ей сломали финал, заставив сидеть к залу спиной? Она, впрочем, и спиной много выражала, а еще - танцем (такое напряжение в нескольких танцевальных движениях до этого только в "Дне" у Ванина-Клеща видела). В финале они с Дорном держали "немую сцену" вдвоем, стоя на разных концах сцены.
Неожиданно очень понравился Сорин. Откуда что берется, оказывается Долженков умеет - и интонации, и драматизм, и интересную пластику! Сорин получился очень живой и очень ... клинически точный. Видели мы эту клинику, сидела и офигевала - знаю, видела, плавала. Респект дедушке, первый раз он мне понравился.
Хорош получился Бакалов-Шамраев. Злой. Тоже стебался надо всеми, но если Дорн делал это несколько отстранено и мягче, то этот - с напором. А в финале, этим "чучелом чайки" прямым текстом выразил все, что думал о про происходящее. Жаль в финальной сцене я его не отследила.
Лучше всех из ролей второго плана, конечно, Дорн. Одиночка, очень держащий дистанцию, холодноватый интроверт, но при этом - очень ярко обстебывающий все происходящее. Очень многое видящий и понимающий, на первом месте (хоть это и не подчеркивается специально) профессиональный долг (за Сориным бдит достаточно внимательно, и иногда его осаживает с его жалобами на здоровье, а в момент какого-то общего разговора - очень серьезно медицинскую консультацию ему давал, "а то снова нервы расшалятся"; на Машу с ее отсиженной ногой среагировал мгновенным движением, потом сориентировался и пригласил помогать Медведенку; на умершего ребенка Заречной очень среагировал). Душевные проблемы тоже видит - но тут помочь особенно не может. Ну как может (Машу демонстративно не утешал, но после разговора все время как-то пас, поглядывал на нее... Треплева ободряюще по руке похлопал, после разговора о Нине). Две ключевые фразы, момент, когда он говорит предельно серьезно: "Страх смерти - животный страх, надо подавлять его. Сознательно бояться смерти только верующие в вечную жизнь, которым страшно бывает своих грехов". Из них можно вытащить очень много. Во-первых очень похоже, что вот это " верующие в вечную жизнь" - о себе, Дорн явно не атеист. Он мало того, что не атеист, он еще и отлично знает, как этого, когда "страшно бывает своих грехов" (и тут становится очень интересно пытаться простроить его биографию). Ловелас ли? Да вот совершенно не ловелас, очень явно, что эти "грехи" - это не про отношения с женщинами, он, кажется, никогда и не скрывал, что он одиночка, и разве что брал иногда, то что ему добровольно предлагалиSmile С Полиной Андреевной у него если что и было - то очень давно и сейчас это она пытается решить об него свои семейный проблемы, а не он от нее хоть чего-то хочет.
Отдельно интересно показалось думать про решение финала. Почему Дорн говорит это так громко, что все слышат? То есть понятно что это режиссерская задумка - в конце должна быть финальная ударная сцена, когда все все узнают. Не чеховская она какая-то получилась, но в целом понять можно - закончить спектакль надо ударно, а всех оповестить - это самый простой способ ударить. Опять же Аркадина лису уронит - говорят, что это одна из лучших сцен Ивановой.
Вариант первый - что Дорн в этот момент от напряжения просто не справляется с голосом. А остальные, как раз в этот момент, затихают, потому что чувствуют - что-то не то ("тихий ангел пролетел", ага).
Мне более вероятным представляется другой вариант - он это совершенно сознательно. Интроверт, и при этом с четким ощущением, "мне этот утренник вести". Поэтому он никак не может переложить обязанность сообщить матери и Маше на кого-нибудь другого. Но при этом идти с этим к Аркадиной и принимать на себя ее первую реакцию, а возможно быть вынужденным утешать, подставлять плечо для рыданий и т.д. - ну не может он. Да, врач, да навык сообщения о таком наверное, поставлен. Но бывает такое - то, что можно сказать и сделать пока на тебе профессиональная маска - нельзя сделать в тот момент, когда маски нет.. А тут маска как-то неожиданно слетела (еще и свою вину не может не чувствовать - понял же, что что-то не то, попытался утешить... но кто ж мог предположить, что Заречная сама явится к Треплеву с этим разговором? не мог), вот и ... не смог прямо, решил задачу таким вот образом.
Немного по главным ролям. Про Матошина уже сказала. Скорее понравился Тригорин-Леушин (когда не сбивался на воландовские интонации... или это просто его обычная интонация, базовая? Но в момент монологов о творчестве был вполне.) Карина Дымонт - Заречная. Финальная сцена мне показалась клонированной с Маргариты - тот же переход от спокойных и женственных интонаций к напору ненависти и жажды обладания. По крайней мере сочувствия она не вызывала, увы.
Иванова-Аркадина. Аркадина такая Аркадина, она и по тексту - персонаж малоприятный. У Ивановой получилась очень типичная советская тетка, картина клиническая, мы таких теток знаем и видели, о них в жж периодически народ пишет, когда начинает изливаться на тему своих детских травм и отношений с матерями.

В целом... резюме с рекомендацией дать надо, да? Так вот - рекомендую тем, кто может смотреть на какого-то отдельного актера и ловить кайф от хорошей игры - там можно смотреть на всех актеров второго плана, на любой вкус. И - категорически не рекомендую тем, кто смотрит спектакль как единое целое, да еще и вдруг любит Чехова - не понравитсяSmile
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Lubelia



Зарегистрирован: 09.08.2011
Сообщения: 17
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Янв 14, 2012 18:26    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

"Чайка", 6.01.2012.

Итак. Главное впечатление предрождественской "Чайки" - они ж таки порвали целлофан!!! Я этого момента ждала с самого начала, на прошлой "Чайке", обнаружив, что у одного из кусков целлофана изрядная дыра посередине - все ждала, что Дорн туда тросточкой ткнет - и тут-то оно и хряснет. Дорн профессионал и тросточкой не ткнул, но зато в этот раз Матошин, пробегая вокруг Заречной "Дьяволом" зацепил кусок целлофана за крайнюю шину (не видела за что, она ж круглая - вот за что там можно было так крепко зацепиться-то?) А почувствовав, что что-то зацепилось, очень мощно рванул, почти порвал (но от шины таки оторвать не смог), потом они как-то все вместе вытащили целлофан из-под этой шины, и потом Матошин еще старательно укутывал Карину оставшимися клочкамиSmile. При этом новый зритель, думаю, ничего не заметил, а если и заметил - решил, что так оно и надо - справились с проблемой быстро и аккуратно.
И Ванин опять меня спас от целлофана - уклонить в сторону его возможности не было на проходке в начале второго действия, так он его поднял над зрителями на вытянутые руки - и опять никого не задел! Респект!Smile
По делу:
Очень сильная "Чайка" вышла внезапно, не ожидала. Матошин поначалу забывал текст и спотыкался, но потом выправился и финал сделал очень сильно. Карина опять выдала в финале гарпию, а до гарпии - конкретную такую даму-не-в-себе, а Матошин очень это сделал: вот стоит перед тобой любимая женщина вообще с нафиг поехавшей крышей - и ты с этим ничего сделать не можешь, ну только сломаться наконец уже... Его: "Я - чайка" в отличие от карининого было по-настоящему жутким.
В этот раз как-то меня откровенно раздражал Леушин. Ну в смысле, когда я его увидела первый раз в этой роли - он у меня не вызвал особенного отторжения, роль даже скорее показалась вполне цельной. Лучше играл? или просто по первому разу не раздражал? а сейчас - увы. Там что, нечего больше играть? Ему _это_ интересно играть? Или (подозреваю, увы) - больше просто сказать нечего в этой роли?
Про Иванову уже все сказала - ревнующую женщину она играет убедительно, по поскольку она одно и то же играет везде, где играет... Я вежливый и лояльный зритель, но нельзя ж так в самом деле!? Ну скууучно же.
(И они все вчетвером - Тригорин-Треплев-Аркадина-Заречная играют одно: что "творчество" им в общем-то побоку, у них личная жизнь на первом плане. Причем, кроме Треплева, эта личная жизнь еще и выливается в "открыто жить с любовником", "сбежать на время от стареющей любовницы к молоденькой, сделать ей ребенка, а потом бросить и вернуться к старой", "сбежать из дома к любовнику и оказаться в итоге брошенной, у разбитого корыта, да еще и вылить это все на мужчину, который тебя правда любит"... Ну ханжа я, ханжа, история, поданная именно в таком ракурсе - это не про театр и писательства, это про то, что нефиг спать с кем попало, и думать надо в целом головой, а не другими органами).
Дорн (Алексей Сергеевич Ванин) Собственно ради кого и.
Дорн был... Дорн как всегда Smile
Очень резко делал переходы от стеба к серьезности, как-то очень значимо выдал про то, как хотел бы испытать подъем духа (так еще закинулся в этот момент... как Стравинский иногда, поминая Пилата), очень напористо - аж на крике почти - про "страшно своих грехов" (обычно ведь очень сдержано в этом месте говорит, хоть и предельно серьезно...)
С Полиной Андревной в этот раз - ничего и никогда, кроме дружбы: она отчетливо играла "несчастную любовь" и отчетливо прочила вот ровно это же Маше - быть замужем за одним и всю жизнь безнадежно вздыхать по другому. А он относился очень корректно (И Треплева, ругающего Машу одергивал очень ... от своего опыта, типа, ну вот, смотри на меня и учись у старших товарищей - с влюбленными женщинами надо мягче!Smile, но по ощущениям - не было там с Полиной Андревной ничегоSmile Вообще, кажется, вряд ли когда что было вообще хоть с кем-нибудь... ну или один раз в молодости - и так обожгло на всю жизнь, что больше никогда никаких серьезных отношений он себе позволить просто не мог. И по контрасту со всей это творческой братией - выглядел натурально оплотом нравственности и целомудрия, блин.
Зато очень отчетливы были отношения с младшими - Треплева пас, насколько мог (отследила, что самая первая проходка-то в начале - он всегда там именно с Треплевым разговаривает и вряд ли о медицине - будущую постановку обсуждают?)... Про литературу и искусство он как-то в состоянии разговаривать, а вот с влюбленными и о любви - не выходит совсем, поэтому тут он не может дать вообще ничего, Треплева-то творчество не интересует, его интересует только любовь к Нине. Максимум что смог - поговорить и серьезно расспросить о Нине в финале.
С Машей тоже было очень плотно - ничего по делу посоветовать или помочь он ей не может - но позволить за себя цепляться, как за самого близкого - может. Они там бОльшую часть вместе были, особенно после ее признания, на какой-то проходке она ему там руку поцеловала (кажется наполовину еще и по жизни, потому что он, по моему, изрядно смутился, впрочем, возможно, и глюкSmile
И Нину сколько мог поощрял, действительно интересуясь - талантлива она или нет... А сделать ничо нельзя - эта дурная молодежь повлюблялась невпопад, и спасти их от этого возможным не представляется. Поэтому его там так сплющило на финале, наловленные глюки говорят мне что было у Дорна что-то эдакое в молодости, после чего он - не самоубился, но изрядная часть души у него просто отсохла напрочь, тем более, что на последствия разных несчастных и не очень любовей он, как акушер, смотрит всю жизнь...
(Еще мне уже который раз чудится многозначительная пауза на "я тут единственный порядочный.... акушер". Потому что опять же, как акушер, про всю непорядочность местного мужского населения - он знает отличноSmile
Как-то так вот все.
Бакалов-Шамраев просто аж ядом истекал на АркадинуSmile И как меня от него прет в финале, когда он про чучело чайки Тригорину напоминает! жалко, что Дорна в этот момент никак отследить не могу, как он реагирует - Дорн в этот момент в темноте где-то у стенки. Так-то его Шамраев скорее раздражает - иногда больше, иногда меньше (на первом спектакле с Бакаловым предлагал "гнать его в шею" очень яростно, в этот раз - скорее сдержанно), но по тросточке Дорн стабильно барабанит пальцами, когда Шамраев начинает толкать очередное.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    АРХИВ ФОРУМА ТЕАТРА НА ЮГО-ЗАПАДЕ -> Обсуждение спектаклей Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group