Клио
Зарегистрирован: 08.12.2004 Сообщения: 255 Откуда: Москва
|
Добавлено: Чт Дек 09, 2004 2:15 Заголовок сообщения: ПУСТОЕ ПРОСТРАНСТВО (ВРБ) |
|
|
ПУСТОЕ ПРОСТРАНСТВО
(По материалам статьи В.Р.Беляковича «НАУЧИТЬ НЕЛЬЗЯ — МОЖНО НАУЧИТЬСЯ» в рубрике «Открытый урок» приложения «Народное творчество» к журналу «Клуб», 1990, №8,9)
Когда мы впервые открыли дверь будущего собственного театра, глазам нашим предстал не слишком большой, совершенно пустой квадрат. Одна стена его была стекляной, посредине возвышались четыре колонны (две толстые и две тонкие), убирать которые категорически не рекомендовалось — на колоннах держались перекрытия.
Был я тогда молод и очень хорошо себе представлял, каким должен быть театр: вот здесь мы выгородим фойе, тут гардероб, а там у нас будет ма-аленький зал... Купили много кирпича и старательно воплотили проект в жизнь. Поставили в этом зальчике свой первый спектакль — «Водевили».
Нам понадобился целый сезон, чтобы сообразить, что же мы натворили? Фойе, раздевалка — все это пространство попросту «украдено» нами у театра. Как-то я проснулся среди ночи — меня осенило. Примчался в театр, схватил кувалду — и давай крушить стенки... Так начался второй этап. Зрителей пересадили к стеклянной стене, где они и сейчас сидят. А чтобы не мешал шум с улицы, стену заложили подушками. Тогда мы поставили «Старый дом» А.Казанцева — уже в этом пространстве.
Сбоку у нас было два маленьких окошка — в одном сидел осветитель, в другом радист. Этого кусочка зала мне тоже стало жаль. Мы их переместили назад, за ряды зрителей, окошки переделали в одно большое и, когда ставили «Мольера» М.Булгакова, посадили туда Людовика XIV. Сразу возникли напряженные пространственные диагонали.
Следующий этап наступил, когда я понял: подушки так высохли, что вот-вот вспыхнут, а зрителей в крошечном предбаннике набивается столько, что уже не разобрать, где чье пальто. Снова купили кирпичи, зажмурившись, выбили стекло, построили стену и новую раздевалку.
Аппетиты наши тем временем разгорались, и я подумал: а почему бы не занять подвал под театром? Отбойными молотками продолбили в полу две дыры, потом угрохали в этот подвал машин десять цемента, как-то окультурили — и зажило пространство под сценой. Поскольку зал у нас крохотный и сцена, как таковая, попросту отсутствует, мы постепенно, от спектакля к спектаклю, обжили и лесенку между рядами, и пространство под ними, в «Гамлете» и «Ревизоре» — новое окошко осветителя, сбоку от зрителей... С появлением подвала заработали люки на сцене — в «Калигуле» А.Камю, например...
Наконец, удалось присоединить соседний овощной магазин. Мы немедленно пробили туда две двери и использовали в «Трилогии» Сухово-Кобылина, в том же «Калигуле»... Возможности наши это расширило необыкновенно. Когда открывается боковая дверь и оттуда, скажем, бьет фонарь — уходит ощущение замкнутого пространства, появляется даже какая-то космичность...
Думаю, сейчас мы выжали уже из своего помещения все, что возможно. Но сами по себе зрительный зал и сцена — какими бы они ни были — все равно обладают для меня неисчерпаемыми возможностями. Это как в шахматах: ограниченное количество фигур и неограниченное — комбинаций. Каждую игру — новая.
Меня, правда, время от времени упрекают в том, что я во многих спектаклях использую схожие приемы. Отсутствие декораций, фронтальные и диагональные мизансцены, локальные световые пятна... Но дело-то в том, что для нас эти решения — единственно возможные. Те же фонари. Стоит дать в нашем зальчике любой другой свет — боковой, фронтальный, общий — немедленно исчезает пространство и во всей красе возникает наш жалкий пятачок 4 на 6 метров. Пропадает магия театра. Когда же высвечивается одна точка и свет бьет актеру в лицо, а сзади расползаются очертания стен, уходят в глубину — появляется ощущение бесконечности.
Стало, кстати, расхожим мнение, будто наша студия находится в подвале, хотя на самом деле это не так. Но я понимаю — такой образ действительно создают черные, шероховатые, будто из необработанного камня стены. Знаете, сколько мы их искали?! Сделали — я просто ахнул: стены исчезли — раздвинулись буквально до космических пределов.
О колоннах на сцене я уже упоминал. Раз нельзя их убрать — приходится обыгрывать. Вокруг них бегают, спотыкаются, о них бьются, за них прячутся — словом, они превращаются в некие энергетические центры сцены. Они уже не мешают, а помогают; делят сценическое пространство, становятся составной его частью. Точнее всего, мне кажется, это получилось в «Гамлете», где мы подстроили к ним два ряда фальшивых колонн и во многом благодаря им возник образ спектакля.
Мне лично ближе предельная простота сценографии. В немалой степени к этому приучил наш бедный театр. Хотя, конечно, дело не только в этом. Главное: когда на сцене ничего нет — на ней есть всё. У зрителя появляется возможность домыслить. Такой принцип предоставляет и режиссеру огромную свободу в освоении любой площадки, куда волею судеб попадает его театр.
А когда приходишь в студию и видишь, как там изо всех сил тужатся сделать пусть бедно, зато, «как у больших», — и кулиски, и задничек, и рампочка... Сразу хочется сказать: «Да снимите вы все это к чертовой матери, живите в том, что есть!» |
|