Легенда о Юго-Западе АРХИВ ФОРУМА ТЕАТРА НА ЮГО-ЗАПАДЕ
(записи c 2001 по 2005 год)
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

10-летие Театра-студии на Юго-Западе (Краткий курс истории)

 
Начать новую тему   Ответить на тему    АРХИВ ФОРУМА ТЕАТРА НА ЮГО-ЗАПАДЕ -> По страницам личных архивов
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Клио



Зарегистрирован: 08.12.2004
Сообщения: 255
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Дек 09, 2004 17:20    Заголовок сообщения: 10-летие Театра-студии на Юго-Западе (Краткий курс истории) Ответить с цитатой

написано 28-01-2003 01:52

10-летие Театра-студии на Юго-Западе
(Краткий курс истории)


        Может быть, нет,
                может быть, да, —
        На нашем месте в небе
                должна быть звезда!
        Ты чувствуешь сквозняк
                оттого, что это место свободно.
                                                БГ

Когда мы только начинали собирать эти архивы, то попросили старых зрителей, до которых смогли дотянуться, написать свой вариант истории Театра. Вот фрагмент одного из писем, которое мы в ответ получили (автор — Л.А., преподаватель). Можно сказать, что это и есть история первых десяти лет:
   Великий гений, самородок из глубинки,Smile непонятый и непризнанный официальной советской Мельпоменой, вынужден творить в складском помещении на окраине Москвы. Только тогда он не думал, что он великий гений, просто хотел творить и его нельзя было не любить... И вот там свершилось то, что Вы называете чудом. Он собрал востряковскую и тропаревскую шпану, детей из Дворца пионеров, и сделал... нет, не сделал из них гениальных актеров. Он сделал большее. Он создал мир, в котором люди счастливы оттого, что они вместе — голодные, пьяные и счастливые скитаются по Крыму с фонарем-лягушкой и пристают к отдыхающим: «Мы Вам сыграем великого Мольера...». Именно в этом было, на мой взгляд, чудо: чистота, духовный свет — это то, что разбудило в каждом из них творца, то, что тянуло к ним людей: от Окуджавы до завсегдатаев бара «Ракушка». Они были счастливы до безумия, запираясь на неделю до премьеры, не считая дней и ночей, вынашивая новый спектакль. И делились этим счастьем с другими. А мы были счастливы часами стоять на морозе и охрипшими глотками выкрикивать в черный космос: «Лишний!!!» Один за всех и все за одного! Именно поэтому им удалось стать голосом поколения наравне с Таганкой 70-х или Современником 60-х. Им было что сказать людям. Жалейте друга друга: это можно... Они были правы перед собой и миром... Начитавшиеся Шекспира и Ионеско, а главное, отшлифовавшие свое мастерство по два раза в вечер выходя на сцену, вчерашние мальчишки из Востряково сами стали Художниками. И уже юные студийцы смотрели на них, тридцатилетних, как на асов и на живых классиков...
   Каким изнутри был этот сверкающий мир, можно представить себе, например, по речи, которую Валерий Белякович произнес на праздновании 5-летия Театра в июне 1983 года. «Театр уже не собственность наша, как было, может быть, пять лет тому назад, и даже не принадлежность Юго-Запада, как это было, может быть, года три тому назад. Театр наш есть уже достояние Единства человеческих душ, возникшего и окрепшего в счастливые минуты духовного контакта на спектаклях... Берегите себя, во всех имеющихся смыслах, берегите во имя Театра. Нас ждёт Ого-го что!» За сим был устроен концерт с номерами по образцу «Встречи с песней», поздравлениями зрителей и Валерием Романовичем в роли конферансье. Был даже выпущен самодельный буклет, склеенный из ватмана, с фотографиями и автографами всех участников действа.
   А дальше началось «Ого-го что». Во-первых, были запрещены «Носороги» и на три месяца закрыт сам театр. Фанатам под дверь гуманно подсунули «дезу», что театр закрывают пожарные, а то не миновать бы Москве бурных политических выступлений уже в 1983 году. Smile Во-вторых, наконец-то в театре появился первый дипломированный артист: Вячеслав Гришечкин окончил ГИТИС. И тут же на полтора года угодил в армию. Труппа была невелика, вторых составов предусмотрено не было — и из тринадцати названий репертуара на плаву осталось только пять. (На самом деле, было и шестое — официально снятые «Носороги», но посторонним этого знать не полагалось.) Ведущие актеры играли гораздо больше тридцати спектаклей в месяц, Виктор Авилов отказался от роли Дон-Кихота в советско-испанском многосерийном телефильме — лишь бы сохранить Театр. Постепенно удалось подготовить замены Гришечкину почти во всех ролях, и только «Дракон» дожидался возвращения бессменного Бургомистра. Вышли новые премьеры, жизнь пошла своим чередом.
   Следующая пятилетка, согласно известному лозунгу, уложилась в четыре года. Сезон 1984–1985 гг. в программках и билетах именовался 7-м, а следующий сезон, 1985–1986 гг., был объявлен 9-м. Этому можно дать вполне прозаическое объяснение — сначала хронологию считали от даты первого спектакля (8 апреля 1978 года), а потом решили начинать отсчет с момента переезда на пр-т Вернадского в сентябре 1977 года. Но есть в этом сбое что-то очень правильное. Театр жил настолько плотной жизнью, что в нем запросто случались парадоксы со временем и с пространством.
   Каждый вечер зал набивался под завязку. Если позволяла планировка спектакля, сбоку от сцены ставили ещё три ряда кресел, а перед первым рядом стелили ковер. Балкон, ступеньки, складные табуреточки («откидные сёдла», как было написано на брезенте Smile), труба под потолком рядом с кабиной осветителя... По официальным данным, мест в зале было около ста. Реально удавалось разместить порядка ста шестидесяти. Детей разрешалось сажать на колени, поэтому ребенка можно было провести всегда. Подлокотников не было, так что компания из пятерых человек с четырьмя билетами могла поклясться, что утрамбуется — и ей почему-то верили Smile. Кроме того, билеты до 9-го сезона были бесплатные, а цветы, разумеется, стоили денег — и безбилетник с букетом имел хорошие шансы попасть в зал. А для непопавших оставалось последнее утешение — вентиляционный люк в стене. Через него было слышно происходящее в зале, и самые преданные могли стоять и слушать спектакль, как по трансляции. Но режиссер, который часто сам дежурил в дверях, мог, например, пообещать пустить на следующий спектакль — и пропускал. Всех постоянных зрителей он знал в лицо.
   Все важные события внутристудийной жизни переживались вместе с залом. Режиссер перед спектаклями рассказывал о гастролях, театральных свадьбах, о рождении ребенка... Когда недавний актер Юго-Запада Павел Куликов открыл свой «Театр-студию в Марьиной Роще», ему устроили рекламу в «Старых грехах», в рассказе «Радость»: «Напечатали! Напечатали! Про меня в газете напечатали!» — и для начала зачитали свежую новость.
   Театр перестал быть принадлежностью не только Юго-Запада. Он перестал быть и принадлежностью Москвы. В этот подвал везли иностранные делегации, командировочные толклись у окошка дежурного администратора. Заявки на билеты подавали и организации с громкими названиями, и какие-то конторы, библиотеки, академические институты. Что уж говорить о студентах-«системщиках», главных потребителях театральных билетов! «Бауманцы», «Универ», не знаю кто еще... Их называли «театральной мафией», но это не совсем так. «Система» функционировала не ради денег (хотя и выполняла функции биржи, определяя котировки). В неё входили люди, действительно любившие театр и знавшие в нём толк. Достаточно сказать, что «системщики» участвовали в массовках «Современника» и «Таганки»; Андрей Тарковский для своего «Гамлета» в Ленкоме из них же набирал придворных и войска. На московской билетной «толкучке» Юго-Запад котировался года с 81-го и стоил повыше иных академических театров. Я как-то видела там человека, разгуливавшего с бумажкой на груди: «Меняю двух "Ящериц" на одного "Дракона"!», а «Гамлет» в постановке В. Беляковича бил все рекорды.
   Раз в месяц устраивались свободные раздачи билетов — строго по два в руки. Приезжая с первым автобусом, я заставала на посту «распорядителей» очереди — мрачные невыспавшиеся личности в ватниках записывали фамилии в тетрадочку и выдавали картонный номерок. Ближе двухсотого мне ни разу получить не удалось. Билетов ждали востряковские жители, классические «арбатские старушки», окрестные школьники, геологи, закончившие полевой сезон, литераторы, — кто только не... Совершавшие утренний моцион породистые собаки с надменными хозяевами на поводках поливали стоявших презрением. Механизированный дворник с лицом аспиранта философского факультета норовил своим минитрактором загнать нас в лужу или в сугроб — смотря по сезону. Настроения это не портило, скорее наоборот. Очередь росла, роилась и тихо жужжала. Можно было переходить от одной группы к другой, присоединяться к заинтересовавшему разговору. Это был самый настоящий театральный клуб. Так стояли до 12-ти, когда открывалась заветная дверь... и через полчаса закрывалась. Опять билетов не хватило... Чтобы не стать закрытой сектой, в 82-м году театр принял решение: играть по два спектакля в вечер. По выходным их было четыре — добавлялись два дневных, а однажды в праздник случилось шесть, с утра до вечера, как в кино.
   В сезон режиссер выдавал на-гора по три премьеры, и каждая из них становилась предметом самого пристального анализа. Потому что афиша тех лет хоть и была, по его словам, «дикопротиворечивой», но в то же время — удивительно цельной и многоплановой. Весь диапазон от высокой трагедии до клоунады и от бытового театра до музыкального шоу был плотно заполнен. Можно было посмотреть подряд с десяток спектаклей — и все были бы разные. Знаменитые Юго-Западные «качели»: сегодня «Гамлет» — завтра «Женитьба», следом «Старый дом» — и «Театр Аллы Пугачевой»... Этот контраст выстраивался театром сознательно и даже обыгрывался. Спектакль «Уроки дочкам», например, начинался с того, что няня Василиса (обычно — В. Гришечкин), по-старушечьи шамкая, эпически сообщала экспозицию: «Действие водевиля происходит в имении дворянина Велькарова. Россия, XVIII век... Деревня Тропарёво...» И когда публика уже дышать не могла от хохота, обиженно поджимала губки: «А будете смеяться — сейчас "Эскориал" покажем».
   Спектакли перекликались, спорили друг с другом — и продолжали, перетекали один в другой. Можно сказать, что мы присутствовали на единой полиэкранной постановке, где реплике из одного спектакля находился отклик в другом, где не давали однозначных ответов, но не боялись размышлять вместе с залом. Если взглянуть на тогдашний репертуар, то можно увидеть, как рос театр. И выращивал своего зрителя.
   Тем не менее, официальная театральная критика долгое время предпочитала Юго-Запад не замечать. Публикаций было много — не было серьезного профессионального анализа. Тогда писать о театре начали литературные критики, которых не касалась «корпоративная солидарность» театроведов с их пренебрежительным отношением к самодеятельности. И всё равно оставалось ощущение «обочины». Прорыв случился, пожалуй, после «Гамлета», в 1985 году.
   Вторая половина 80-х принесла Театру давно заслуженное место в театральной «обойме», а с ним и все причитающиеся знаки официального внимания. Статьи в крупнейших профессиональных журналах «Театр» и «Театральная жизнь», премия Московского комсомола, статус «народного театра» (что давало известные льготы) и, наконец, экономическая самостоятельность — хозрасчет. Теперь студийцам, чтоб не пойти под суд за тунеядство, уже не надо было мыть полы и мести улицы, кто-то бросил налаженную академическую карьеру — всё ради «этого сомнительного ремесла актёра».
   Первое выступление в Центральном доме туриста состоялось 10 апреля 1985 года на вечере по случаю присуждения звания народного театра (давали «Аллу Пугачеву»). После этого спектакли пошли на двух, а вскоре и на трех площадках — добавился Большой концертный зал в Олимпийской деревне. Билетов всё равно не хватало. Их начинали спрашивать еще на платформе метро, по глазам вычисляя «своих» (и, как правило, не ошибаясь). Театр окружала аура ежедневного абсолютного счастья.

Вот в такую прекрасную пору Театр-студия на Юго-Западе отпраздновал 5 июля 1987 года на сцене ЦДТ свое десятилетие. Позади 26 премьер (а не 25, как успели уже отпечатать на плакате и в буклете), успешные гастроли в Союзе и за рубежом. Впереди — фестиваль в Эдинбурге, «Гамлет». Обещано новое здание. Валерий Белякович ставит спектакли в Театре им. Гоголя, сперва на малой, потом и на большой сцене. Виктор Авилов первым из юго-западных актеров начал сниматься в кино. Волна популярности и связанная с ней суета еще впереди, а сейчас пришло признание.

Все эти слова можно было бы и не говорить, а просто сказать — посмотрите запись этого концерта. Правда, оператор на этот раз был со стороны и не всегда умел выбрать нужный ракурс. А пару раз, похоже, попросту ронял камеру с плеча — должно быть, от избытка чувств. Smile И кнопкой «пауза» без меры злоупотреблял, и с фокусом не всё было в порядке, и... и... И всё-таки — смотрите! Вот она, та самая знаменитая юго-западная энергетика в чистом высококонцентрированном виде. Счастливые минуты духовного контакта Единства человеческих душ.

А впридачу — коллекция графики в фирменном стиле, разработанном Львом Помянским. И сборник «Становление» со статьями актеров, сотрудников и зрителей театра, а также публикациями из нашей и ненашей прессы. Всё это скоро выйдет на CD, а пока, за исключением видеозаписи, доступно прямо здесь.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    АРХИВ ФОРУМА ТЕАТРА НА ЮГО-ЗАПАДЕ -> По страницам личных архивов Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group